01.06.2015

Великая Мать Тиамат: миф о творении

Надежда Прокофьева, Компания \"Советник-Н\"http://www.sovetnik-n.ru/main/library/81-mythodrama/243-mythodrama-tiamat.html

Настал момент великой битвы. Тиамат раскрыла огромную пасть, чтобы проглотить войско богов, но Мардук наслал могучие ветры, которые проникли в ее чрево, и убил ее, пронзив стрелой. Затем он взял в плен Кингу и расправился с войском чудовищ.

Краткое сообщение о мифодраме Начиная с 2000 года я веду пролонгированную группу личностного роста «Харизма в архетипах человеческого бессознательного». Мы встречаемся раз в месяц и погружаемся в один из двенадцати архетипов, согласно зодиакальному кругу. Мы исходим из того, что планеты символически можно рассматривать как некие первичные идеи. Группа, работающая сейчас, состоит из зрелых, смелых, заинтересованных участников. В конце апреля в рамках архетипа планеты Нептун и соответствующего ей праобраза изначальных вод мы делали мифодраму по древнейшему из записанных человеком мифов о творении – шумеро-аккадскому мифу о Великой Матери Тиамат. Коротко напомню содержание мифа. В аккадской мифологии персонификация пресных вод и пустоты Апсу и его супруга, персонификация соленых вод и хаоса, Тиамат породили старших и младших богов, всего - четыре поколения. Но веселье народившихся богов раздражало Апсу. Вместе со своим сыном и советником Мумму он решает погубить своих детей и внуков. Его внук, бог плодородия Эа усыпил и убил Апсу и Мумму, завладев его тайными силами и символами власти. Над убитым Апсу он возвел дворец, в котором вместе со своей супругой Дамкиной зачал сына по имени Мардук. Тем временем Тиамат, подстрекаемая своими первенцами, решила отомстить за убитого супруга, и породила войско из одиннадцати чудовищ (человеко-скорпион, дракон, лев, многоголовая овца, гидра и т.д.). Одного из своих первенцев, Кингу, она сделала своим супругом и вручила ему символы власти - таблички судеб «ме». Младшее поколение богов испугалось такой мощи Праматери и призвало на помощь молодого и прекрасного Мардука, который утвердил свое могущество, зажигая и гася звезды. Мардук согласился победить Тиамат в том случае, если боги признают за ним верховную власть. Настал момент великой битвы. Тиамат раскрыла огромную пасть, чтобы проглотить войско богов, но Мардук наслал могучие ветры, которые проникли в ее чрево, и убил ее, пронзив стрелой. Затем он взял в плен Кингу и расправился с войском чудовищ. Решив после этого создать новый, упорядоченный мир, Мардук рассек надвое тело Великой Праматери Тиамат, сделав из верхней ее части небо, а из нижней - землю. Он убил Кингу, и, смешав его кровь с глиной, сотворил людей. Затем Мардук создал небесный Вавилон с храмом Эсагила и установил на небе свой лук. Так космос был создан из хаоса, а первый человек – из крови первозданного чудовища. В случае нашей мифодрамы миф сразу пошел мощными, резкими рывками. Сначала пресные воды не хотели смешиваться с солеными, желая пребывать в изначальном покое и безмятежности. Затем группу захлестнули энергии творения, древние и мощные. Группа рождалась и рожала, и было это похоже на мистерию. И когда сотворение сущностей первых трех поколений богов было завершено, начал разворачиваться глубокий изначальный конфликт между ними (активность боролась против пассивности, силы нарождающегося космоса - против сил хаоса). Участник, играющий роль Апсу, не успел даже заявить о своем недовольстве поведением младших богов, и потому Эйе не понадобилось его убивать: он умер сам. Напряжение было столь велико, что играющий Апсу участник упал в обморок, и не приходил в сознание до тех пор, пока с него не сняли роль. Интересно, что конфликт был заложен в мифе, и хотя не было объективных причин для разделения на противоборствующие силы, тем не менее, он разворачивался, - мифу во что бы то ни стало нужно было реализоваться в полной мере, и здесь он был сильнее сознательной воли людей. Так и не успевший совершить свое преступление, дав пагубный (по мифу) совет, Мумму был уничтожен как «потенциально опасный элемент», которого лучше «зачистить на корню». Великая Праматерь Тиамат, скорбящая по супругу и не желавшая мстить своим детям, была обвинена ими в коварных замыслах и стала подвергаться нападениям. Характерно, что конфликт развернулся до рождения великого Мардука, и в тот момент, когда он был готов появиться на свет, вокруг него уже бушевали страсти. Чудовища-защитники, уже рожденные Тиамат, пытались помешать рождению героя, а его отцы и деды плели интриги, чтобы избавиться от Праматери, живописуя все грани того, что в психологии носит название материнского комплекса. Разворачивалась не просто драма, а настоящая трагедия, направленная даже не столько на борьбу за власть, как в первоисточнике, а на уничтожение Праматери. Однако завершение разыгрываемого нами мифа оказалось совершенно неожиданным и даже чудесным - от слова \\\"чудо\\\" как нечто невероятное. Наша Тиамат не была убита! Напротив, войдя с Мардуком в партнерские отношения (еще одно чудо!), она помогла ему сотворить мир, а ее второй супруг Кингу, чудом оставшийся в живых, по доброй воле «дал кровь» для сотворения людей. Наш Мардук совершил подвиг больший, чем мог бы по сценарию мифа. Выйдя из отношений зависимости, \\\"перерезав пуповину\\\", он оставил Великую Мать в живых, невзирая на давление общественного мнения и влияния бессознательных эмоций и идей, витавших в группе его последователей. Чудо оказалось возможным в силу двух причин. Причина первая: Мардук. Личностная зрелость героя, которого воспитала любящая мать (Дамкина). Дело в том, что в нашем прочтении мифа, Дамкина не стремилась замуж, дожидаясь своей готовности стать будущему ребенку хорошей матерью. И даже когда эта готовность к ней пришла, она не спешила рождать героя. Напротив, она отправилась к душе своего будущего сына, и спросила у него, хочет ли он появиться на свет. В итоге наш наблюдавший со стороны за коллизиями драмы Мардук, родившись, стремился не к власти как компенсации недолюбленности (как это было в базовой версии мифа), а к миру и порядку. И он вошел в новую ткань мифа как победитель хаоса, но не как убийца Праматери. Причина вторая: Тиамат. Несмотря на высочайшую чувствительность к бушующим вокруг эмоциям, которые пронизывали ее существо в ответ на любое воздействие, наша Праматерь осталась верной своему первичному предназначению: творению и любви. Идея мщения ее ни разу не посетила, бороться за власть она не хотела, и единственное, к чему она стремилась - вернуться к своей изначальной роли дающей жизнь женщины. Наша Тиамат выступала даже против действий своих защитников-чудовищ, желавших помешать появлению на свет Мардука. Она понимала, что в этом ребенке будут воплощены все лучшие качества, присущие роду, и выступала за его рождение, несмотря на собственный острый страх быть убитой им. В результате две выдающиеся личности – Тиамат и Мардук – совместными усилиями, в цивилизованных переговорах, а не путем войны, пришли к идее творения. Мардук хотел и знал, как организовать космос, Тиамат хотела и могла дать для этого строительный материал, - и мир был сотворен без жертв. Надо сказать, не вся группа была в восторге от такого финала. Многим участникам хотелось привести миф в исполнение по классическому сюжету. Мардука пытались обвинить в инфантильности, «крокодилиху» - в коварстве, меня, ведущую, - в потворстве. Выдвигались идеи о непременной необходимости убийства Матери, поскольку «так требует современная психология», и «новое должно побеждать старое», но никто не мог привести аргументов, почему должно случиться так, когда пытался опираться на факты и действия героев только что развернувшейся драмы. В это время на листах флипчарта были обнародованы данные анонимного опроса группы, который мы сделали до начала разыгрывания мифа. В начале встречи каждый участник записал ответы на два вопроса: «что я думаю о своей матери» и «что я чувствую к своей матери». Сведенный воедино список отношений к матери выглядел так: Я думаю о своей матери Я чувствую к своей матери Она многому могла меня научить Любовь Она очень простая и мудрая. Добродушная, гостеприимная, навязчивая, глуповатая - Она профессионал, сильная личность, артистическая натура, усталая, уникальная, глубокая Любовь, трепет, обиду, страх, уважение, злость, нежность, жалость Чувств нет! Она добрая женщина, но всю жизнь страдала, и ей это нравилось Сострадание, покой Она – несчастный человек, жертва и палач одновременно Сострадание. Страх, что она будет вмешиваться в мою жизнь. Она юная особа, неудовлетворенная настоящим, грезящая о вечной любви Ничего не хочу о ней знать, слышать и чувствовать. Неуверенная, нереализовавшаяся, живет не для себя, а для других Любовь, жалость. Живет только ради детей и внуков Глубокая любовь Она мудрая женщина, до сих пор развивается как личность Благодарность за то, что она для меня сделала. Она тяжелый человек. Усталость. Она очень ответственный человек, хорошая подруга, профессионал и интересный человек. Любовь и капельку презрения. Никто в жизни не любил меня так, как она. Не могу вынести тяжести этой ее любви и со страхом иногда думаю, что буду свободна только когда моя мать умрет. - Отстань от меня! Сама этого добилась, сама и виновата! - Она очень далека от меня. Она эмоциональная. Напряжение. Она воплощение идеальной женщины-матери. Чувствую любовь и вину, что я не такая идеальная, как она. У меня не было матери! Я ее ненавижу! МАМА ДУРА МНЕ ЕЕ ЖАЛКО Она истеричка. Сочувствую. Она заботливая и открытая, всю жизнь посвятила семье. Итак, в аудитории собралась группа из 20 человек, большинство из которых – женщины, некоторые – психологи, и некоторые – матери. Однако эти интеллигентные, здоровые, красивые люди дали такой групповой срез отношений к матери, который свидетельствует о практически тотальном ее отвержении. В этом списке нет связки «Моя мама человек» - «Уважение к личности». Зато очень много идеализаций и демонизаций и, соответственно, очень много негативных чувств, проявленных в сознании или бессознательных. Мы можем сделать вывод о том, что фигура матери находится в глубокой тени человеческого сознания, наделяется чертами «великой» и/или «ужасной», и инфантильное сознание нашептывает «логичный» способ освобождения от груза негативных чувств: убийство. Мы все воспитаны в культуре, выстроенной на материнском комплексе, и чрезвычайно сложно посмотреть на ситуацию глазами сознательного Взрослого, чтобы понять, что исчезновение Матери возможно только с исчезновением Ребенка. Когда Ребенок (или подросток) в своем сознании вырастает до Взрослого, тогда Мать, наконец, обретает право быть женщиной, обычным человеком со своими достоинствами и недостатками. Убивая же в своем сознании образ Матери, мы сами себя лишаем возможности становления взрослым человеком, - Женщиной или Мужчиной, - оставаясь на ролях вечных девочек и мальчиков. Тем не менее, резюме драмы оказалось невероятно (с точки зрения надежды на растущее сознание людей) цивилизованным и жизнеутверждающим: чтобы творить новое, необязательно уничтожать старое. Мы переиграли древний миф, и сложили его истинно человеческим способом, несмотря на стихию эмоций, в которой \\\"плавали\\\". И сам изначальный сюжет мифа поражает величием, и то, что сделала группа в своем прочтении, несет в себе еще большую мощь. Я до сих пор нахожусь под сильным впечатлением и испытываю - не восхищение, нет! - уважение к Человеческому Сознанию, которое явно растет. Мы можем быть сильнее старого сценария мифа. Это освобождает – похоже, наш человеческий островок сознания в море бессознательного уверенно увеличивается. Прокофьева Надежда, психолог, тренер, консультант