01.06.2015

Второе образование - зачем оно тебе?

Ирина Пономарева, кандидат психологических наук, преподаватель ИПК "Теменос"

Второе образование - явление в наше время распространенное. Бывшие инженеры, научные работники, педагоги, военнослужащие оказались невостребованными в обществе. Очень многих не удовлетворяли результаты своего труда, материальные и моральные. Эта ситуация вызвала появление в 90-х годах платных факультетов и отделений во многих ВУЗах, а также сферы негосударственных образовательных учреждений, которые достаточно гибко среагировали на создавшуюся социально-экономическую ситуацию. Поменять свою профессиональную деятельность и на 2-3 года ввергнуться в пучину семинаров, лекций, тренингов, зачетов - шаг серьезный и ответственный. Кроме того, обучение требует постоянных и немалых материальных вложений. Кто же решается на это?

В институте психологического консультирования "Теменос", уже почти десять лет работающего на рынке образовательных услуг, было проведено исследование, цель которого - изучение социально-психологического портрета студента поствузовского образования. Более активными в получении профессии "психолог-консультант" оказались женщины - 85%. Но количество студентов-мужчин из года в год растет. Учиться приходят люди зрелые, умудренные жизненным опытом. В основном, их возраст составляет 30-45 лет. Больше половины (65%) находятся в браке и имеют детей. 44% студентов, имеющих ранее техническое образование, приняли решение в корне изменить свою профессиональную деятельность. Объясняют они это тем, что выбор первого ВУЗа проходил под влиянием родителей, и многие даже не представляли, чем будут заниматься после окончания института. Из гуманитариев в приобретении новой специальности преуспели педагоги. Для них свойственно желание учиться, и к тому же многие хотят в дальнейшем работать в системе образования. Миф о том, что учиться идут те, кому нечего делать, является только мифом. 80% студентов работают и самостоятельно оплачивают свое обучение. В основном, это работа в негосударственной сфере. Только двум процентам студентов оплачивают обучение организации, а пять процентов сумели получить спонсорскую поддержку. Для большинства обучение сопряжено с материальными трудностями. Люди экономят, урезают другие расходы, подрабатывают, заранее копят деньги. Лишь 5% студентов считают себя хорошо обеспеченными, а 16% оценили свое материальное положение на уровне прожиточного минимума. И, наконец, исследователей заинтересовало, что подвигло людей на обучение, каковы мотивы их решения. Оказалось, что в институт с психологической направленностью в обучении поступают для того, чтобы разобраться в своем внутреннем мире, решить актуальные личностные проблемы, осознать путь дальнейшего развития. Таким образом, ведущим является мотив самопознания и самосовершенствования. На втором месте - профессионально-познавательный мотив: стремление к получению знаний, к приобретению интересной профессии, получению удовольствия от процесса учебы. В целом, можно сделать вывод о преимуществах второго образования, как более осознанного, ответственного выбора профессии.