Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Контакты
Главная страница » Статьи » Словарь психолога » ФРАНКЛ (Frankl) Виктор Эмиль

ФРАНКЛ (Frankl) Виктор Эмиль

ФРАНКЛ (Frankl) Виктор Эмиль (1905-1997) - австрийский психиатр и психолог экзистенциалистской ориентации; создатель нового направления в психотерапии - логотерапии (так называемой третьей Венской школы психотерапии). Д-р медицины (1930) и философии (1949). Заведовал нервным отделением Ротшильдовской клиники в Вене (1940-42); узник нацистских концлагерей (1942-45); директор Венской неврологической поликлиники (1946-1970); доцент (1947-1955) и профессор (с 1955) Венского ун-та. В разные годы профессор ряда ун-тов США. Президент австрийского общества врачей-психотерапевтов, поч. д-р ряда ун-тов США, лауреат премии им. Альберта Швейцера (1977). После кратких периодов юношеского увлечения сначала учением З. Фрейда, затем А. Адлера, Ф. пришел к выводу о неудовлетворительности подходов в русле глубинной психологии, не учитывающих "вершинные" свойства и проявления личности. К концу 1930-х гг. относится становление собственных идей Ф., наметивших новый оригинальный подход в теории личности и психотерапии. Эти идеи окончательно оформились и прошли проверку жизнью в годы пребывания Ф. в Аушвице (Освенциме) и других нацистских концлагерях. Философские, психологические и клинические воззрения Ф. были изложены в ряде его книг, вышедших в конце 1940-х - начале 1950-х гг. и с тех пор не претерпели заметных изменений, развиваясь, уточняясь, и дополняясь новыми данными. Теория личности Ф. состоит из трех частей: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Ф. рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Этот смысл находится не в самом человеке, а во внешнем мире и не побуждает человека изнутри как имманентное влечение, а заставляет его стремиться к реализации чего-то, что находится вне его самого. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной особого рода ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни. Вопрос о смысле жизни не может быть абстрактным. Смысл жизни меняется от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Человек при этом находится в положении не спрашивающего, а отвечающего на этот вопрос, который ставит перед ним жизнь, и несет ответственность за то, как он ответит на этот вопрос своими реальными поступками. Помимо уникальных смыслов существуют ценности - смысловые универсалии, кристаллизирующие в себе обобщенный опыт раскрытия человечеством смысла типичных ситуаций. Ценности и смыслы выполняют одну и ту же функцию. Франкл описывает три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества, в первую очередь труд; ценности переживания, в частности любовь, и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Смысл жизни можно найти в любом из этих трех обличий; из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Смыслы не даются нам изначально, но и не изобретаются нами; их нужно искать и находить во внешнем мире. Усмотрение смысла в конкретной ситуации Ф. характеризует как осознание возможностей действия по отношению к данной ситуации. Логотерапия направлена, в частности, на расширение возможности видеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, из которых истинен только один. Определить его помогает человеку специальный орган - совесть. Смысл должен быть не только найден, но и реализован. Ограниченность, конечность и необратимость бытия человека в мире возлагает на него ответственность за осуществление смысла его жизни. Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя; так называемая самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Смысл жизни человека определяет смысл его личности. Вопросы о смысле бытия в целом, Вселенной, истории находятся, согласно Ф., за пределами возможностей человеческого познания, что не равнозначно, впрочем, утверждению об их бессмысленности. В своем учении о свободе воли Ф. дискутирует с идеей  

пандетерминированности человеческого поведения. Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, Ф. указывает на возможность человека занять по отношению к ним определенную позицию, так, что они перестают непосредственно определять его поведение. Ф. выделяет три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое измерение, психологическое измерение и ноэтическое или духовное измерение. Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Тем самым человек обладает определенной свободой по отношению даже к собственным потребностям; "человек - это нечто большее, чем психика". Ф. не отрицает детерминизма; однако у человека он предстает как самодетерминация, механизмы которой принадлежат к ноэтическому измерению человека. Воплощением самодетерминации человека выступают две его фундаментальных онтологических характеристики: способность к самотрансценденции, направленности вовне себя, и способность к самоотстранению, к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Эти две способности выступают обоснованием разработанных Ф. психотерапевтических методик дерефлексии и парадоксальной интенции, оказавшихся эффективными при лечении ряда невротических расстройств. Свобода воли в понимании Франкла неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол. Представления Ф. о ноэтическом измерении человека допускают как религиозную, так и атеистическую его интерпретацию. Хотя Ф. не скрывает своей религиозности, он убежден, что логотерапевтические методы должны быть эффективными в руках как материалистически, так и религиозно ориентированных специалистов и быть способны помочь как верующим, так и неверующим пациентам, что подтверждено многолетней практикой. Публичные лекции Ф. и его книги завоевали заслуженное признание не только на родине, но и в Германии, Италии, Польше, США, Японии, Южной Америке, России и др. странах. В 1991 г. в Вене создан международный Институт Виктора Франкла для координации деятельности логотерапевтов в международном масштабе и обработки личных архивов Ф. Основные труды: "Die Psychotherapie in der Praxis", Wien, 1947; "Der unbewusste Gott", München, 1948; "Theorie und Therapie der Neurosen", München; Basel, 1956; "The doctor and the soul", N.Y., 1955; "Man's search for meaning", 1959, 1962, 1984 (в рус. пер. "Человек в поисках смысла". М.: Прогресс, 1990); "Psychotherapy and Existentialism", N.Y., 1967; &

quot;The will to meaning", N.Y., 1969; "Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie", Bern, 1975; "The unheard cry for meaning", N.Y., 1978. "Поиск смысла жизни и логотерапия" // "Психология личности: тексты", М., 1982.

Д.А. Леонтьев

История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005

Перейти к списку слов