Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты

ИНДИВИДУАЦИЯ

ИНДИВИДУАЦИЯ (Tndividuation), восамление - процесс психологической дифференциации, осуществляющий с этой целью развитие индивидуальной личности.

«Индивидуация - процесс образования и обособления еди­ничных существ; говоря особо, она есть развитие психологического индивида, как существа, отличного от общей, коллективной психо­логии <...> Индивидуация является естественно необходимой, поскольку задержка индивидуации посредством преимущественной или исключительной нормировки по коллективным масштабам означает нанесение ущерба индивидуальной жизнедеятельности. Но индивидуальность уже дана физически и физиологически, и соответственно этому она выражается и психологически. Поэтому существенно задерживать развитие индивидуальности - значит искусственно калечить ее. Ясно без дальнейших рассуждений, что социальная группа, состоящая из искалеченных индивидов, не может быть установлением здоровым, жизнеспособным и долго­вечным, ибо только то общество может считаться живучим и долго­вечным, которое умеет сохранять свою внутреннюю связь и свои коллективные ценности при возможно большей свободе индивида. А так как индивид есть не только единичное существо, но предпо­лагает и коллективное отношение к своему существованию, то про­цесс индивидуации ведет не к разъединению, а к более интенсив­ной и более общей коллективной связанности» (К.Г.Юнг).

Индивидуацию не следует смешивать с индивидуализмом. Различающим признаком здесь выступает отношение к норме. Индивидуальное никогда не является нормой. Лишь совокупность индивидуальных путей образует норму, но одновременно норма, претендующая на абсолютное значение, никуда не годится.

«Действительный конфликт с коллективной нормой возни­кает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь воз­водится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма. Но этот замысел, конечно, патологичен и совершенно не жизнен. Поэтому он не имеет ничего общего и с индивидуацией, которая, хотя и избирает индивидуаль­ные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ори­ентирования в своем отношении к обществу и для установления . жизненно необходимой связи между индивидами в их обществен­ной жизни. Поэтому индивидуация ведет к естественной оценке коллективных норм, тогда как при исключительно коллективном ориентировании жизни норма становится все менее нужной, отче­го настоящая моральность гибнет. Чем сильнее коллективное нор­мирование человека, тем больше его индивидуальная амораль­ность, безнравственность.

Индивидуация совпадает с развитием сознания из первона­чального состояния тождества. Поэтому индивидуация означает расширение сферы сознания и сознательной психологической жиз­ни» (К.Г.Юнг).

Объединяющий аспект индивидуации выражен в самой эти­мологии слова «ин-дивидуация» in-dividuation (не-делимый). Здесь подчеркивается специфика процесса, в результате которого чело­век становится не-делимым, т. е. отдельным нераздельным единст­вом или «целым». В своих работах Юнг отмечал трудность разгра­ничения понятий интеграции и индивидуации.

«Снова и снова я замечаю, что процесс индивидуации подме­няется вхождением эго в сознание и соответственно эго отождеств­ляется с самостью, что вносит безнадежную путаницу. Тогда инди­видуация не что иное, как эгоцентричность и автоэротизм. Инди­видуация не отгораживается от мира, а собирает весь мир в чело­веке» (К.Г.Юнг).

Процесс индивидуации представляет два основных этапа. Первый этап заключается в посвящении, или инициа­ции, во внешний мир и завершается формированием персоны или структуры эго, т. е. такого склада личности, который самим носителем и окружающими его людьми воспринимается за таковую, но, в сущности, таковой не являющейся. Юнг пишет: «Можно сказать, немного преувеличивая, что персона есть то, чего в действительности нет, но о чем она сама, как и другие, думает, что есть» (К.Г.Юнг).

Второй этап есть посвящение в мир внутренний, и он являет­ся процессом дифференциации и отчуждения психологии индиви­дуальной от коллективной, иначе это процесс «восамления».

Индивидуация и жизнь в режиме коллективных ценностей представляют дивергентные (расходящиеся) тенденции. По мне­нию Юнга, их связывает друг с другом вина. Тот, кто вступил на личностную тропу, до некоторой степени отстраняется от коллек­тивных ценностей, но при этом не теряет тех аспектов психическо­го, которые коллективны унаследованным образом. Чтобы «искупить» вину за свой «уход», индивид обязан произвести что-то ценное для пользы общества.

«Индивидуация отделяет человека от личностного подчинения и, следовательно, от коллективности. Это и составляет ту самую вину, которую индивидуант оставляет за собой перед миром, вину, которую он должен постараться искупить. Он должен предложить какой-то выкуп вместо себя, т.е. должен принести некие ценности, которые окажутся равной заменой за его отсутствие в коллектив­ной личностной сфере. Без такого производства ценностей оконча­тельная Индивидуация аморальна и - более того - самоубийст­венна <...>.

У индивидуанта нет априорной претензии на ту или иную оценку. Он должен довольствоваться той оценкой, которая прихо­дит к нему со стороны, благодаря тем ценностям, которые он соз­дает. Общество не только имеет право, но оно обязано осуждать индивидуанта, если он не достигает успеха в создании эквивалент­ных ценностей» (К.Г.Юнг).

Перейти к списку слов