Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Словарь психолога » УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович (1887-1947) - российский философ, психолог, писатель. Получил математическое образование. Увлекался эзотерическими учениями. Творческий путь У. включает три периода. Первый - до 1915 г., когда наряду с издательской деятельностью он занимался исследованиями "таинственного", разработкой проблемы "расширения сознания" и "формирования" нового знания" о мире. Уже в этот период проблема синтеза философского и естественнонаучного знания с мистическим "опытом" становится одной из центральных в его творчестве. В книге "Четвертое измерение" связывается старое сокровенное знание и данные точной науки (1909). Своеобразной попыткой синтезировать современную науку и восточную философию стала книга У. "Tertium Organum" ("Ключ к загадкам мира", 1911), где представлен опыт универсальной логики, обсуждаются проблемы пространства и времени. Стена, воздвигнутая европейской философией между внутренним миром человека и внешним миром, отступает перед опытом расширенного сознания, включающего все новые области "мира в себе" в сферу знания. Эти идеи находят свое отражение и в других работах этого периода ("У последней черты", 1912; "Символы Таро", 1912; "Внутренний круг", 1913). Поездка на Восток и в Индию упрочила мировоззренческие позиции У. и стала импульсом для их дальнейшего развития. Второй период творчества У. (1915-1924) ознаменован знакомством с Г.И. Гурджиевым, что определило дальнейшую судьбу учения У. Три года он занимался в группах Гурджиева техниками изменения состояний сознания, после чего начинает разработку собственного рационального подхода к сущности развития, саморазвития или совершенствования человека. В 1920 г. У. эмигрирует в Константинополь, а затем в Лондон. Взгляды Гурджиева он раскрывает в книге "В поисках чудесного" (на англ. яз. - 1943, в рус. пер. - 1992). В 1931 г. в Лондоне выходит книга У. "Новая модель Вселенной" (в рус. пер. 1993), представляющая собой своеобразную энциклопедию физических, естественно-научных, философских, психологических и оккультных знаний. Цикл лекций У. "Психология возможной эволюции человека" выходит на английском (1937) и много позднее на русском языке (1990). В 1938 г. У. создает в Лондоне Историко-психологическое общество. В 1941-1947 гг. работает в США. Основные психологические идеи У. излагает в свете своего учения о возможной эволюции человека. Под эволюцией он понимал раскрытие собственными усилиями человека имманентных качеств и черт, обычно остающихся неразвитыми. По У., человек не знает самого себя. Он - машина, автомат, обладающий запасом прошлого опыта и энергии, но при определенных условиях может перестать ею быть. Одним из условий развития человека является осознание себя. Всего У. выделяет четыре состояния сознания: сон, бодрствование, самосознание и объективное сознание, однако реально человек живет только в двух состояниях. Самоизучение должно начинаться с освоения семи функций "человеческой машины": мышления (или интеллекта), чувств (или эмоций), инстинктивной (всей внутренней работы организма), двигательной (в пространстве), сексуальной, высшей эмоциональной и высшей умственной ("Функции могут существовать без сознания, и сознание может существовать без функций"). В трудах У. раскрывается тесная взаимосвязь разных форм общественного сознания, органическое взаимопроникновение религиозной, философской, художественно-этической и научной мысли. Он предпринял попытку изучения вселенских законов и адаптации их к европейскому менталитету через междисциплинарный синтез и системный подход в психологии. Достоинством его работ является стремление системно осмыслить психологическое знание на макро- и микроуровнях. Основной акцент он делал на исследовании и развитии духовных структур, как главного фактора выживания и эволюции человечества.

М.М. Анисимова

История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005

Перейти к списку слов