Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Отказаться от оценочных суждений. Зачем и как?

Отказаться от оценочных суждений. Зачем и как?

Отказаться от оценочных суждений. Зачем и как?

Автор: Мария Жукова

Иногда мы встречаем в психологической и эзотерической литературе, в описаниях духовных практик призыв отказаться от оценочных суждений. Давайте попробуем разобраться, возможно ли это и зададимся вопросом - зачем?

Чтобы понимать, возможно ли отказаться от оценочного суждения, поговорим о том, чем отличается оценочное суждение от объективного наблюдения? За объективным наблюдением лежат факты реальности: «Вещи лежат в разных концах комнаты». Отражается ли в оценочном суждении реальность – да, но не только, а иногда и не столько реальность, сколько наши с вами взгляды на реальность: «Вещи были неаккуратно скомканы и разбросаны по комнате» или «В артистическом беспорядке вещи накрывали каждую поверхность в комнате». Оценку мы даем через призму собственного опыта, воспитания, окружения, своего представления о том, что хорошо и плохо, о том, что является добром или злом, как правильно и как неправильно.

Приведу пример. Мы прочитали книгу, которая произвела на нас впечатление. Наш приятель спрашивает, интересна ли была эта книга – наш ответ «да»– является суждением, классификацией по принципу интересно/неинтересно. Мы говорим, что эта книга произвела на нас очень большое впечатление и таким образом мы ранжируем этот роман в соответствии со своей системой ценностей, мы заглянем в рейтинг «лучшие книги столетия» и поставим свою оценку 10 и 9 десятых и даже эти цифры станут оценочным суждением – приписыванием числового значения.

Итак, оценочное суждение - это такое высказывание, в котором выражается наше субъективное, эмоциональное мнение и отношение к какому-то явлению или человеку, или действию. Мы выносим оценочные суждения каждый день. Мы классифицируем, ранжируем, сравниваем. Делая покупки, читая книги, знакомясь с людьми, мы так или иначе оцениваем все то, что доступно нашим органам чувств. Именно на базе оценочных суждений мы принимаем решения, ставим цели и ведем себя тем или иным образом. Обращу внимание на то, что мы даем оценку не только явлениям, но и мыслям, чувствам, поступкам других людей, которые имеют возможно абсолютно противоположный набор убеждений и ценностных установок.

Тогда возникает вопрос: а о чем же собственно идет речь, когда нас призывают воздержаться от оценочных суждений или говорят о том, что оценочные суждения ограничивают нас? Ведь мы имеем право на собственное мнение и оценку, на чувства относительно какого-либо происшествия и человека? Имеем и даже можем эту оценку высказать. Однако здесь и начинаются сложности. Очень важным становится то, как мы свое мнение высказываем, какие именно слова используем.

Давайте остановимся на значении слова «судить».

Судить - думать, то есть рассуждать, обсуждать что-либо, а также мыслить, размышлять

Второе значение слова судить - осуждать, то есть порицать, критиковать кого-либо или что-либо.

Есть еще и третье - судить, значит производить суд над людьми. То есть разбирать и решать споры, тяжбы и дела, и выносить приговор над виновными.

Давайте рассмотрим три суждения относительно какой-либо ситуации, которая вас взволновала, и вы хотите высказаться:

  • Первое суждение: возможно, в это ситуации я бы поступил по-другому.
  • Второе суждение: каждый нормальный человек в этой ситуации должен поступить именно так.
  • Третье суждение: я бы тех, кто так в этой ситуации поступает, штрафовал или вообще сажал в тюрьму.

Почувствуете разницу – в первом случае идет рассуждение и размышления, человек говорит только о себе. Во втором случае есть обобщение (это слово каждый), приписывание оценки и объявление нормой, того, что говорящий считает нормой, точный рецепт того как надо поступать (это слово должен), без учета особенностей ситуации и человека. В третьем суждении человек и вовсе присваивает себе функцию судьи, не обладая всей полнотой информации (а перед судом вообще-то проводится огромная работа по сбору информации) и на основании субъективной частной оценки, по сути, выносит приговор человеку или группе людей.

Как вы думаете, велик ли шанс построить удовлетворительные отношения с людьми, оперируя вторым и третьим типом суждений? Попробуйте прислушаться к своим чувствам, когда я напишу следующие суждения:

Каждый вменяемый мужчина должен иметь чистый доход не менее 300 тысяч рублей в месяц.

По-настоящему красивая женщина не может носить одежду больше 42 размера.

Семья, в которой нет детей - неполноценна.

Странные они многодетные. Считаю, что в семье, у которой больше двух детей, с головой у родителей не все в порядке.

Ну ведь ни одна нормальная мать не будет кормить своего ребенка покупными пельменями.

Я бы наркоманов убивал. Все они бездельники живут на наши деньги.

И мое любимое: люди, которые используют оценочные суждения, никогда не смогут саморазвиваться и достичь благости.

Все эти примеры я взяла из открытых интернет-источников и в каждом из этих суждений есть несколько маркеров, которые превращают их в разрушительные, критические, обвинительные и, в конечном счете, токсичные суждения, которые совсем не способствуют контакту. Эти маркеры обобщение, категоричное утверждение, морализаторство, объективация.

О маркерах, которые превращают оценочное суждение в токсичное и разрушительное мы и поговорим. Итак, от чего стоит отказаться, высказывая суждения:

1. От обобщений. Обобщение, если оно осуществляется правильно – необходимый приём познания, при котором сравнивается ряд предметов, явлений и вскрываются черты, одинаково свойственные им всем. Обобщая, мы придаем единичному значение общего и при этом делаем выводы. Но если у нас нет аргументов и доказательств, то мы огульно переносим черты отдельной личности на всех людей по каким-то признакам с ним схожими: пол, возраст, нация, страна. Все блондинки глупы, все ирландцы алкоголики. Вечно из-за тебя одни неприятности. Ты никогда меня не слушаешь. Обобщения можно узнать по таким словам-маркерам как всегда, никогда, все, любые, каждый и.т.д.

2. От категоричных утверждений в речи. Должен, необходимо, следует, обязан. Эти обороты уместны в должностной инструкции. Они обозначают обязательность выполнения требований рабочей дисциплины, безопасности. Если такие утверждения обращены к вам не в рамках ваших обязанностей, вы вправе усомниться в их уместности: Порядочный человек должен заниматься благотворительностью, возможно уместнее так: Мне близки по духу люди, которые занимаются благотворительностью.

3. От морализаторства. Пристрастие к нотациям и нравоучениям, стремление «учить жить». Вы узнаете моралиста, когда он начнет апеллировать к неким «общечеловеческим ценностям». Яркий пример морализаторства – старших нужно уважать.

4. От объективизации. Иногда мы проецируем вовне некоторые наши внутренние ощущения. Переход от ощущения («Мне душно») к объективному утверждению («Здесь душно») — не что иное, как переход от субъективного ощущения к объективному утверждению. Почему объективация в оценочных суждениях, скажем так, неполезна, потому что она нивелирует чувства и ощущения других людей, которым, например, в этот самый момент вполне хватает воздуха.

Таким образом, чтобы вас услышали, стоит избегать категоричности, обобщений, морализаторства и говорить только о своих чувствах. Оценивать не человека, а событие. Кажется, что это легко, однако способность просто описать факт и свои чувства по отношению к произошедшему, а не выносить суждения о себе или других людях, о ситуациях и поступках, не вешать ярлыки и не давать оценки: плохо или хорошо, требует определенной работы над собой.

 

Перейти к списку статей

Смотрите также
Чтобы занять свое место в жизни, нужно учиться выбирать
Почему нам так трудно делать выбор? Почему необходимость делать выбортревожит, злит или парализует? Как научиться выбирать правильно? На протяжении почти всей истории человечества у людей было не так уж много возможностей для свободного выбора. Как правило, приходилось довольствоваться тем, что оказалось под рукой. Только в последнее время общество изобилия принесло нам практически не ограниченные возможности, и вместе с ними – необходимость постоянно выбирать.
Возможно ли избавиться от скуки?
Бывало ли вам когда – либо скучно? Отвечу за вас: - Да. -А вот и нет, - возразят некоторые, это только бездельники скучают, а мы все время при деле: всему учимся, всем увлекаемся, друг с другом общаемся! Тогда я предложу вам на время отложить все свои дела, увлечения и общение. Что с вами при этом происходит?