Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Номерные арканы, как часть символической системы Таро

Номерные арканы, как часть символической системы Таро

Номерные арканы, как часть символической системы Таро

Автор: преподаватель института "Новый век", психолог-консультант Олег Качан

 

Что такое символическая система?

Начну с перечисления наиболее известных примеров таких систем, которые сейчас на слуху и многим знакомы хотя бы по названию – это  Таро, руны, астрология, ицзин.

Если вдуматься в само словосочетание «символическая система» и развернуть его как «система символов», то мы сталкиваемся необходимостью вникнуть в два понятия: «система» и «символ».

«Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.»

Давайте вникнем в детали этого определения.

1. Система состоит из элементов.

Например, человек состоит из рук, ног, других частей тела, внутренних органов и т.д.

2. Элементы связаны между собой определенным образом.

Вспомните выражение «руки не из того места растут». Каждый из нас, хотя бы на уровне частей тела, представляет, что и куда в теле «крепится». Образ человека, у которого ноги и руки, к примеру, поменялись местами, вызовет ощущение чего-то неестественного, нежизнеспособного или чудовищного.

3. Связанные элементы образуют нечто целое.

Человек, потерявший руку, ногу или даже палец (важный элемент системы), становится инвалидом – in-valid – т.е. не целым, не цельным. Система при этом продолжает функционировать, но возникает целый ряд сложностей и ограничений, вызванный этой потерей.

 

Теперь добавим определение символа.

«Cимвoл – этo мнoгoзнaчный oбpaз, выpaжaющий кaкиe-либo глyбинныe cмыcлы.»

4. Соответственно система символов – это система, где элементами являются образы, несущие многогранные глубинные смыслы. Эти образы связаны между собой некой логикой, определенными закономерностями. И всё это образует цельное законченное описание человека и его жизни.

Символические системы – это способы осмысления, описания того, как устроен мир и как устроен человек. Магическое восприятие по своей сути символично и пытается через символы переварить внутрипсихическое. Психологии, как самостоятельной науке, в грубом приближении около 150 лет. Магия, религия и эзотерика стоят на гораздо более древних корнях и включают в себя перерабатываемый тысячелетиями опыт человечества, но через символику.

Символические системы обычно описывают:

 1) устройство, структуру психики и типологию личности;

 2) этапы жизненного пути человека;

 3) динамику развития обыденных процессов (общие принципы протекания любого процесса от начала до конца независимо от масштаба - «попить чаю», «съездить в отпуск», «написать книгу»).

 

Структура колод Таро

Давайте рассмотрим Таро, как систему символов. Какой бы авторской не была колода - она должна состоять из 78 арканов, которые сгруппированы в три категории:

1. 22 Старших аркана, «мир в котором мы все живём»

Законы жизни, порядок мироустройства, модель жизненного пути человека/человечества, архетипы, структура коллективного бессознательного.

2. 16 Фигурных (придворных) арканов, «люди, которые населяют этот мир»

Роли, субличности, типы характера, типы личности, состояния, настроения

3. 40 Номерных арканов, «типовые сценарии, которые проживают эти люди»

Описание процессов жизнедеятельности, ситуации и ситуативные действия, модели поведения

Таким образом, Старшие арканы описывают глобальные, надличностные, архетипические сценарии - коллективное бессознательное. Вторые две группы вместе называют Младшими арканами. Они описывают вариации индивидуального, личного бессознательного через классификацию наиболее известных социальных ролей и поведенческих шаблонов.

 

Номерные арканы

Далее мы будем говорить о Номерных арканах, как о малых процессах. Это то, что происходит довольно регулярно или неоднократно повторяется: планирование и поездка в отпуск, прохождение какого-то курса обучения, творческий акт (написание картины, статьи, стихотворения) и т.п.

Номерные арканы состоят из 4 символических рядов по 10 карт в каждом. Каждый ряд начинается с Туза, который соответствует 1 (единице), и заканчивается Десяткой. При этом ряды отличаются мастями или стихиями:

 - огонь, жезлы (деревянные палки, из которых растут листья)

 - вода, кубки (золотые чаши)

 - воздух, мечи

 - земля, пентакли (золотые монеты с изображением пентаграммы).

Количество жезлов, кубков, мечей, пентаклей на карте соответствует номеру (номиналу, рангу) карты. Т.е. на рисунке Тройки жезлов мы увидим три жезла, на рисунке Семерки пентаклей – семь монет и т.д.

Таким образом мы получаем четыре типовых сценария, развивающихся от некого начала (Туза), до финала, конечной точки в истории (Десятки):

 - огненный сценарий, сценарий жезлов;

 - водный сценарий, сценарий кубков;

 - воздушный сценарий, сценарий мечей;

 - земной сценарий, сценарий пентаклей.

Четыре масти – это четыре варианта психической динамики, четыре варианта развития процесса, клиентского запроса. Эти масти можно сопоставить с четырьмя психическими функциями по Юнгу или четырьмя базовыми архетипами в модели ShadowWork, так же основанной на теории К.Г.Юнга:

 - жезлы: огонь, Монарх, управление, функция интуиции;

 - кубки: вода, Любящая (Анима), отношения, функция чувств;

 - мечи: воздух, Маг (Анимус), мировоззрение, функция мышления;

 - пентакли: земля, Воин, делание, функция ощущений.

 

Для удобства сопоставим масти в Таро и жанры фильмов, которым в первую очередь свойственна динамика соответствующей масти.

Сценарий жезлов: история успеха/карьеры (как достижение статуса, должности), приключенческий фильм, спортивный фильм, боевик.

Сценарий кубков: мелодрама, мюзикл, романтическая комедия.

Сценарий Мечей: детектив, расследование, драма, триллер, ужасы.

Сценарий Пентаклей: истории развития бизнеса, самореализации, фильмы о налаживании производства, об использовании ресурсов или о получении какого-то желаемого результата (не награды, как в сценарии жезлов, а чего-то материального, функционального).

 

Тузы

Каждый Туз есть некое начало, импульс с которого запускается вся история. Этот импульс возникает из бессознательного – на каждом из Тузов изображена рука из облака, которая держит символ масти. А для сознания, для Эго – это ощущается, как что-то новое (или «хорошо забытое старое»):

 - жезл, как новое желание, побуждение, амбиция, идея, мечта, статус, право;

 - кубок, как новое чувство, переживание, эмоция, реакция, процесс;

 - меч, как новая мысль, суждение, интерпретация, оценка, закономерность, связь, логика;

 - пентакль, как новый навык, действие, поведение, плод деятельности, ценность, приобретение, телесная реакция.

Туз подобен семени, зерну. С одной стороны, это только потенциал, от которого можно отмахнуться, отказаться. С другой стороны, если начать его развивать, раскручивать, выращивать, поддерживая ресурсами – он раскроется и превратится в нечто большое и значимое (Десятку). Поэтому он ощущается как вестник перемен и сознание может относиться к нему настороженно.

 

Двойки

Двойка – это встреча, взаимодействие. Бессознательный импульс Туза встречается с оценкой со стороны сознания. «Хочу ли я, могу ли я…» Т.к. вслед за появившимся желанием (жезл), пониманием (меч), чувством (кубок) или поступком, симптомом (пентакль) может начать разворачиваться целый процесс – весь путь до Десятки, как с его приятными впечатлениями, так и с испытаниями разной сложности.

Двойка жезлов, Выбор: оценка желания «А оно мне точно надо? У меня уже есть вот это, это, это…». Кроме того, исполнение желания сознательно или бессознательно, но поднимает тему ответственности – что нужно будет сделать для получения желания и какие могут быть последствия этого выбора.

Двойка кубков, Обмен: порыв поделиться возникшим чувством с тем, кто близок; разделить эмоции с кем-то и получить в ответ душевный отклик.

Двойка мечей, Сравнение: новое понимание приносит сомнения в уже сложившееся мышление, мировоззрение. Оно потому и новое, что не стыкуется с прежней логикой и вызывает вопросы: где же правда, как всё-таки правильно, что является верным, а в чем я заблуждался?

Двойка Пентаклей, Проба: новое действие, новый навык придётся как-то встраивать в своё обычное поведение. Переживания героя, изображенного на карте, хорошо ощущаются, если вы хоть раз в жизни пытались изменить какую-то свою привычку или завести её (бегать по утрам, например).

Таким образом, Двойки задаются вопросом насколько новое, предлагаемое Тузом, соответствует уже сложившейся системе, которая была условно совершенной до появления этого импульса и есть ли мотивация двигаться дальше по сценарию к Десятке.

В Двойках, как в символе диады, матери, решается вопрос: стать ли мамой, впустить ли в себя импульс Туза, дать ли почву этому зернышку и начать его вынашивать, выращивать – или отказаться от этого путешествия.

 

Тройки

Если в двойке дан положительный ответ и импульсу Туза Эго ответило «да», то возникает следующий этап истории. Тройка – своего рода предыспытание, пробник предстоящего пути и главного испытания, которое ждёт в Пятерке. Она словно даёт добро: «Ладно, давай попробуем»:

 - Тройка жезлов: «давай посмотрим»;

 - Тройка кубков: «давай прочувствуем, проживем»;

 - Тройка мечей: «давай проанализируем»;

 - Тройка пентаклей: «давай сделаем прототип».

 

В тройке происходит выход за пределы интимной диадности двойки. Поэтому в ней ощущается отцовский принцип проводника в окружающий мир. Отец, окружающий мир – это третий элемент, преобразующий диаду в триаду. Позитивная отцовская фигура – важный базис для соприкосновения с будущими испытаниями.

Тройка жезлов, Наблюдение: приняв своё желание, я наблюдаю за возможностями его исполнения – как делают другие, где можно получить желаемое и т.д. (т.е. в прямом или переносном смысле «погуглить»).

Тройка кубков, Растворение: разделив свои чувства с близким другом в Двойке, я делюсь с миром (друзьями, коллегами, учебной группой, в социальных сетях).

Тройка мечей, Разделение: решившись изучить ценное понимание, я стараюсь объективно проанализировать свой внутренний мир (сердце) – выделить субличности, понять свои чувства, пересмотреть свои взгляды, обдумать свои мотивы.

Тройка пентаклей, Обратная связь: решив использовать, развивать новый навык, я пробую делать что-то под присмотром опытных наставников (запросить оценку, рецензию; пойти на занятия).

 

Четверки

Пусть Тройки это и пробник главного испытания, но на текущий момент истории он является довольно интенсивным переживанием для психики и обычно требует передышки, остановки, паузы и стабилизации в Четверке.

С другой стороны возникает предчувствие кульминации, кризиса, сильного напряжения, которое ждёт нас в Пятёрке. Поэтому Четверки – это, в том числе, и карты сильного сопротивления, сохранения зоны комфорта. Попробовали в Тройке, получили некое удовлетворение в Четверке, «и хватит» – тут уже можно и остановиться или даже вернуться, откатиться обратно.

Т.о. Четверки – это удовлетворенность первыми результатами, желание передохнуть перед важным рывком вперёд, которое затем может постепенно перерасти в желание зафиксироваться в этой точке стабильности, остановиться на достигнутом и начать сопротивляться движению (дальнейшему развитию импульса Туза).

Суть всех Четверок хорошо передает Четверка пентаклей, которой можно дать характеристику «псевдокороль» (для очевидности сравните его с Королем пентаклей). Его поза и красные одежды показывают напряжение, в котором он находится, пытаясь сохранить свои результаты (пентакли) и не потерять их ни в коем случае. Негативное значение этой карты – жадность.

Рисунки карт мечей и кубков тоже показывают напряженное спокойствие: закрытая поза мужчины под деревом, которому рука протягивает кубок; мечи нависшие над лежащей золотой фигурой. Четверка жезлов несколько выбивается из этого ряда, показывая праздник и две фигуры за стенами замка, словно машущие руками. Её теневая сторона – попытка удержаться в благостном, оптимистичном состоянии праздника не смотря ни на что. Т.е. тему сохранения, удержания, стагнации можно проследить во всех четырех арканах.

Ко всем Четверкам хорошо подойдет слово «достаточно». «Я нашёл, получил что-то и мне достаточно – стоп, хватит, здесь остановлюсь.» Возникает попытка не пойти дальше, застрять, не дойдя до конца, убедить себя, что это и тот результат, та цель, к которой я стремился («да я так и хотел»).

Четверка необходимое плато, передышка в пути, привал, целью которого помимо отдыха является осмысление, прочувствование уже пройденных нескольких шагов пути. На этом этапе важно ощутить полученный базис и провести переосмысление, переоценку предстоящего движения к цели.

Поэтому развилку достаточности в Четверках можно описать выражениями: «достаточно для начала» (и последующий прогресс) или «всё, мне достаточно» (и последующая стагнация). В дальнейших комментариях к картам в квадратных скобках показано, как конструктивная стратегия перерастает в сопротивление (обозначенное квадратными скобками).

 

Четверка жезлов, Участие [Праздность] – я нашёл место, человека, пространство, общину, где моё желание получило удовлетворение [и хочу здесь остаться, становлюсь слишком привязанным к этому месту].

Четверка кубков, Отстраненность [Апатия] – я стараюсь сохранить только что прожитые переживания и не впускать пока избыточные, «лишние» [и начинаю блокировать любые нежелательные, неприятные мне переживания].

Четверка мечей, Рефлексия [Отрицание] – я стараюсь сохранить душевный покой, трезво оценивать ситуацию, сосредоточившись на главном и отстранившись от навязчивых мыслей [сосредотачиваюсь только на мыслях и фактах, которые меня устраивают, игнорируя любую другую информацию].

Четверка пентаклей, Накопление [Жадность] – я пытаюсь сохранить полученные ресурсы, результаты, накопить силы, которые затем буду тратить [стараюсь избежать любых потерь и расходов, а исходная цель подменяется целью накопительства].

 

Пятерки и Шестерки

Пятерки и Шестерки – это карты кульминации в сценарии каждой из четырех историй.

Пятерки – олицетворение главного сражения, самого сложного испытания в каждой из мастей. Они демонстрируют кризис сценария. В рисунках этих карт запечатлен наиболее напряженный момент истории:

- дерущиеся юноши (жезлы) – конкурентная борьба;

- фигура в скорбной позе и черном плаще (кубки) – оплакивание потерь;

- непогода, отвернутые друг от друга фигуры и хитро улыбающийся мужчина с мечами (мечи) – победа, приносящая разделение и страдание;

- зима, снег, нищие, немощные босые люди бредут мимо окон церкви, где горит свет (пентакли) – бедность, нехватка ресурсов, тяжелое положение.

 

Шестерки – это достижение вершины (culmen), получение важного результата, преодоление кризиса, победа, которая является переломной точкой в движении от Туза к Десятке.

Что символизируют собой кульминации каждой из мастей?

Жезлы, сценарий Борьбы (5) и Успеха (6) – конкурентная борьба на равных и победа над соперниками, а так же способность принимать свой успех и признание окружающих.

Кубки, сценарий Утраты (5) и Принятия (6) – проживание горевания, оплакивания потерь, возможность прожить раз–очарование и способность утешиться, принять утрату, вернуться к наполненной жизни: принять то, что дает мир взамен утраченного, сохранив при этом ценность воспоминаний о том, что было (вспоминать с теплом).

Мечи, сценарий Противоречий (5) и Открытия (6) – если сценарий жезлов обучает побеждать, то задача сценария мечей научиться сдаваться и вовремя складывать оружие. Научиться опознавать ситуации, когда необходимо признать свою неправоту, а иногда и беспомощность. Поэтому через все напряженно-трагичные изображения карт мечей сквозной нитью проходит соблазн контролировать, победить любой ценой, доказать свою правоту по принципу «правда только одна и я точно знаю какая она». Испытанием Пятерки мечей является именно желание победить, а победой – отказ от единоличной победы и, соответственно, последующий отказ от единственно верного понимания, ведущий к открытию новых граней жизни, новых горизонтов.

Пентакли, сценарий Обесценивания (5) и Вложений (6) – потеря ресурсов или потеря ощущения ценности этих ресурсов (ощущение ничтожности, неспособности, «у меня ничего нет», «мне нечего предложить», «ничего не получается») и обретение навыка толково распоряжаться имеющимися ограниченными ресурсами, вкладывая и преумножая их.

 

Сценарий Жезлов

Описание окончания каждого из сценариев я приведу по каждой масти отдельно. Тем не менее, в описании данного сценария я приведу общие значения Семерок, Восьмерок, Девяток и Десяток, сопровождая их примерами из огненной истории жезлов.

Сценарий жезлов в целом соответстует клиентским запросам на достижения, коучинг, исполнение желаний (в т.ч. «волшебную палочку») и работу методами позитивной краткосрочной терапии.

На более глубинном, бессознательном уровне – это запрос на проживание клиентом агрессии, борьбы, конкуренции, прохождения испытаний (вызовов), преодоления, выживания, а так же распределения ответственности.

Вспомним, что зовом в этот сценарий являлся Туз жезлов, с которым герой и отправился в путь. Пройдя первую половину пути, в Пятёрке, он столкнулся с необходимостью отстаивать своё желание или свой статус. В Шестерке он впервые сделал то, что являлось для него настоящим вызовом, добился успеха и получил признание.

Например, Тузом (запросом) является желание клиента преодолеть стеснение и вести свой блог. В Двойке он выбирает: будет он тратить свою энергию на решение этого вопроса или нет. В Тройке наблюдает за тем, как ведением блогов занимаются другие. В Четверке может присоединиться в чей-то проект и почувствовать, что он этим удовлетворен. Вызовом Пятерки будет всё-таки завести именно свой блог, согласно изначальному желанию (Тузу) и что-то в нем опубликовать.

В Шестерке будет важно признать и не обесценить эту победу, этот успех. Но Шестерка – это не конец истории, а её середина. Это первая значимая важная победа, соответствующая Тузу, но движение к конечной цели, развертывание потенциала Туза ещё далеко от своего завершения.

Семёрки повторяют Пятерки, но уже на новом уровне, т.к. появился опыт, вкус победы. И в Семерках этот опыт победы важно повторять снова и снова. Так, в сценарии жезлов снова нужно отстаивать своё желание или подтверждать свой статус. Семерки – это накопление опыта решения задач, совершенствование, столкновение с ошибками, появление понимания о нюансах и деталях стратегий приводящих к успешному результату.

В результате у героя появляется преимущество. Семерку жезлов иногда называют "Король горы". Чем больше опыта побед, тем больше у героя формируется выгодное положение, конкурентное преимущество по отношению к тем, с кем он соперничает.

Восьмёрка жезлов – это новые и новые вызовы, дела, желания, которые могут принадлежать как самому герою, так и его окружению. Но эти вызовы уже воспринимаются просто как задачи. Система отлажена и она уже не требует такого внимания, как в Семёрке и уж тем более такой напряженной борьбы как в Пятерке. С другой стороны, этот процесс перестаёт и доставлять такое удовольствие от борьбы и победы, как было в Шестерке.

Есть такое выражение: "Первые три года студент работает на зачётку, а потом зачётка работает на него." Пятерка – это первый семестр, первый экзамен, первая курсовая работа. Семёрка – несколько последующих семестров. Восьмёрка появляется, когда шаблоны учёбы и прохождения проверочных испытаний уже выработаны и место студента в системе определено (его студенческая репутация на кафедре или в деканате, например).

Все Восьмерки можно обозначить словом «система». Перечитайте абзацы выше и обратите внимание на его смысл в описанном контексте. Если в Пятерке обстоятельства были незнакомы, а действия героя во многом спонтанны, то в Восьмерке уже всё отлажено и даже опыт ошибок Семерки учтён. Система работает, дело поставлено на конвеер, сбои довольно быстро устраняются и маловероятно появление чего-то нового. При этом возникает приятное ощущение мастерства Восьмерки («да, я могу – и так и сяк»), приходя на смену удовольствию от новизны и экспериментирования в Шестерке и Семерке («ух ты, у меня получается – а если ещё вот так»).

Далее следует Девятка, в которой должно происходить подытоживание прожитого опыта: с чего всё начиналось, какой путь я прошёл, что со мной происходило на этом пути. У героя, клиента формируется, сначала, понимание какого результата он достиг и сколько сил, ресурсов было затрачено, а затем сознательные или бессознательные выводы о прожитой истории, оценка её целесообразности и полезности.

В Десятке мир для героя снова становится обычным привычным. Туз окончательно перестаёт быть чем-то новым и растворяется на фоне привычной жизни. Пока не придёт новый импульс, новый Туз, приглашая в новое путешествие, в новую историю.

В Девятке и Десятке жезлов мы видим скорее напряжённый вариант развития событий, т.е. рисунки карт как бы предупреждают о возможных негативных последствиях данного сценария. В Девятке герой, опираясь на посох, стоит на страже своих границ, своих достижений, своего статуса. В нем чувствуется утомление, усталость и при этом он всё время ждет, что кто-то замахнется на его текущее положение, покусится на его границы.

В Десятке перегруженный жезлами (задачами, амбициями, желаниями, ответственностью) человек, согнувшись, идёт, не разбирая дороги. Он один тащит всё на себе. Такой деструктивный сценарий жезлов развивается через разрыв контакта с людьми вследствие поглощенности энергией борьбы. Последнее эмоциональное взаимодействие мы видим в Шестерке жезлов, когда героя чествуют.

Потом мы видим только жезлы. Нет команды, нет делегирования, нет совместного достижения целей. Победы, задачи, границы. Так Семерка жезлов, где фигура изображена великаном, может олицетворять инфляцию и самоутверждение. Десятка жезлов может стать хорошей иллюстрацией всемогущего контроля: "кто если не я", "хочешь сделать хорошо, сделай сам", "я не сделаю - никто не сделает".

В конструктивном сценарии Десятка жезлов – это умение брать на себя максимальную, но неизнашивающую нагрузку, т.е. нагрузку не приводящую к выгоранию. Экологичный максимум. Для этого в Девятке жезлов нужно признать свои ограничения и научиться говорить «нет» без вины и сожаления. В том числе и «нет» своим желаниям или амбициям, когда на них объективно нет ресурсов (в данный момент времени). Тогда у героя в Девятке жезлов и голова болеть не будет, и такой высокий забор не понадобится, а ощущение враждебности мира исчезнет.

 

Сценарий Мечей

Мечи – это запросы на понимание или избавление, на подтверждение своей правоты. Здесь также может быть запрос на победу, но с акцентом на правоте, справедливости или мести.

На глубинном уровне – это запросы на проживание или избывание боли (травмы), на проживание поражения, бессилия, отчаяния, а также на сепарацию (отделение, расставание, развод).

Карты мечей хорошо передают травматические переживания. Травма случается там, где мы оказались бессильны, испытали беспомощность. Это фиксируется как поражение, слабость, ничтожность и возникает потребность убрать это из психики; а затем выработать поведение, которое не позволит больше столкнуться с подобным опытом. Но сама рана остаётся внутри, создаёт много тревоги, напряжения и отнимает жизненные силы. Для её исцеления нужно чтобы взрослое окрепшее Эго помогло раненой части прожить и выдохнуть болезненные чувства накопленные вокруг травмы. А для этого нужно идти через беспомощность, через сценарий поражения, через признание своего бессилия и проживание отчаяния.

Картинки на картах мечей вполне подходят для иллюстрации многих защитных механизмов и стратегий. Казалось бы, это не карты воды (стихии чувств), но они наполнены глубокими переживаниями. Обратите внимание, сколько закрытых глаз или отвернувшихся фигур в этой масти. И вспомните, что защитные механизмы, чтобы помочь человеку справиться с чувствами, частично или полностью отрезают его от реальности.

Таким образом, вызов этой масти – увидеть что-то, столкнуться с тем, чего Эго старается не замечать.

Итак, Пятерка мечей, как главное испытание, является выбором между победой и поражением. Эту карту иногда характеризуют, как пиррову победу, т.е. победу слишком дорогой ценой. Причем эта победа находится не на своем месте: Шестерка – карта победы, а это Пятерка. Таким образом, в этой Пятерке заложен соблазн пойти в самообман. «Ну и пусть он умнее, зато я добрый.» «Зато» часто характеризует вид рационализации, когда поражение выставляется победой.

Так как же выглядит победа (Шестерка) в этом сценарии? Одна из интерпретаций Шестерки мечей – беженцы, другая – путь к новым берегам. Настоящей победой в сценарии мечей будет осознанный выход из сражения. При этом важной задачей будет отличить борьбу и стремление к победе в масти жезлов, где действительно нужно бороться и не сдаваться; и бессмысленную, уничтожающую, приносящую вред всем участникам битву мечей, которую важно прекратить.

Семерка, как уже сказано, это повторение испытания Пятерки. Мы видим хитрого персонажа, ворующего мечи из лагеря врага. В негативном сценарии герой продолжает пытаться победить любым способом. В конструктивном – это развитие гибкости, отказ от прямолинейных грубых действий, таких как «рубить правду-матку» и оттачивание гибкой дипломатичной позиции. Хорошей иллюстрацией здесь может быть техника «тотального да», используемая психологами для присоединения к клиентам с ригидными, жесткими убеждениями.

Следующий непростой вызов в этом сценарии несёт Восьмерка Мечей, которая символизирует недеяние, бездействие, неучастие. С одной стороны эта карта мнимых ограничений – пут, которые на самом деле висят и не сдерживают; мечей, которые не преграждают путь. С другой, для человека освоившего «науку потерь», это может быть грамотный выбор бездействия, несмотря на давящую культуральную, коллективную тревогу «ну надо же что-то делать, надо же что-то предпринять», «наверняка есть ещё что-то что можно сделать».

Переход от Восьмерки к Девятке мечей – это как раз остановиться и послушать: чего именно я боюсь, что меня пугает, с каким своим глубинным переживанием я сейчас сталкиваюсь. Девятка мечей – это соприкосновение со своим страхом, виной, стыдом. Попытка его прожить. И выдохнуть, поставить точку в Десятке мечей, закрыть тему, в т.ч., как вариант, признать своё бессилие в данной ситуации или прожить своё отчаяние. Вслед за этим открываются новые возможности, энергия перенаправляется с борьбы с неизбежным, на то, что реально можно сделать. И в системе Таро за темной мрачной Десяткой мечей следует яркий и солнечный Туз Пентаклей. Это явление хорошо отражает фраза: «Самое тёмное время – перед рассветом.»

При негативном сценарии в Шестерке герой, клиент, прожив одну неприятную ситуацию, с гордым видом победителя убегает в новую, надеясь, что там будет по-другому. С одним партнером не получилось («козлом оказался») – пробует с другим. В Семерке, несмотря на то, что ситуация повторяется, герой всячески уворачивается от осознаний, что дело может быть в нем самом и рационализирует: «не везёт», «люди такие», «ну что за мужики/бабы пошли» и т.п.

В Восьмерке мечей, при таком разрушительном развитии сценария, герой чувствует, что своего места в этом мире ему не найти, ощущает себя изгоем, переживает болезненное одиночество. Он может даже «смириться» с этим (подавить напряжение) и придти к выводу, что ничего не может сделать (с этим миром, с этими людьми). Тогда Девятка мечей может символизировать нарастание психологических проблем: нарушения сна, депрессия, невроз. Если продолжить игнорировать и эти симптомы, то возникает мрачная картина Десятки мечей: соматизация, самоповреждающее поведение, суицидальные мысли или суицидальное поведение, психоз.

И масть жезлов и масть мечей у Райдера Уэйта и Памелы Колмэн-Смитт нарисована больше, как предупреждающая о последствиях, чем описывающая позитивную динамику. Но оба варианта развития событий (конструктивный и деструктивный) важно иметь ввиду при работе с картами.

 

Сценарий Кубков

Чувства, сновидения, мир бессознательного. Сценарий воды. Запросы сценария кубков – это запросы про отношения с кем-то или про отношение к чему-то.

На глубинном уровне – это запросы на проживание близости, привязанности, контакт с чувствами. В этот же сценарий ложатся вопросы созависимости, контрзависимости и избегания близости в целом.

Негативный сценарий зависимости можно прочувствовать, если мысленно наполнить все кубки на картах этой масти алкоголем. Представите, что герой пьёт всё больше и больше. Опьянение, упоение (в т.ч. работой, человеком, творчеством). Образы сразу приобретают другой оттенок.

Обратите внимание, как  бодро всё начиналось в первых трёх картах: золотой кубок (Туз), встреча вдвоём, свидание, влюбленность (Двойка), танец, гуляние, воодушевление, наслаждение, слияние (Тройка). А потом вдруг – «бац!» – и сильное напряжение в Четверке и Пятерке. Если на секунду вернуться к аналогии с алкоголем, то мы видим некое символическое похмелье.

Испытание Пятёрки – столкнуться с потерями, гореванием, сожалением и не уйти в него. Это не обязательно трагическая потеря. С обыденным вариантом сценарием кубков многие сталкиваются чуть ли не каждую неделю: Туз, Двойка, Тройка – хорошо проведенные выходные; Четверка, Пятерка – утро понедельника (а иногда и вечер воскресенья).

Кульминация кубков (Пятерка, Шестерка) предлагает герою, клиенту оплакать разлитые кубки (погрустить о закончившейся классной вечеринке или отношениях) и вернуться к тому, чем прожитые моменты прошлого его наполнили. Победой Шестерки кубков является именно это наполнение – то, что осталось с героем после завершения реальных событий. Поэтому Шестерку кубков часто соотносят с приятными воспоминаниями или платонической любовью, т.е. чувствами, для которых достаточно того, что есть внутри, во внутреннем мире.

Семерка – карта иллюзий, сновидений, фантазий и карта выбора чего-то истинного (с точки зрения души) среди множества соблазнов. Снова напомню о связи Пятерки и Семерки: печаль завершения в Семерке проживается уже легче и герой обнаруживает, что его многое может наполнять. Перед ним встает вопрос: «Так что же на самом деле важно для моей души?»

Фигура под белым покрывалом олицетворяет Самость, а её кубок подобен кубку Грааля. И это тот же кубок, что пришёл в качестве Туза в самом начале и позвал в путешествие. Но следуя по приятному и соблазнительному пути кубков, легко увлечься фантазиями и потерять то истинное, за чем изначально шёл. Ведь мир чувств и эмоций, мир бессознательного предлагает столько разных отвлекающих переживаний.

В Восьмерке путь героя, познавшего соблазны, возобновляется. Красивая метафора в самом изображении аркана: восемь кубков расставлены так, что одного не хватает – всё того же самого Туза. Но теперь герой уже это видит и отправляется на его поиски, будучи опытным путешественником в мире чувств и сновидений (мастерство Восьмерки).

В Девятке же мы видим довольного героя, который ощущает полноту своего чувственного мира и все девять кубков с ним и все на своих местах. Это олицетворение близости с самим собой, которая в Десятке позволит герою быть полноценно включенным в отношения без потери себя или какого-то из своих кубков, которые он раньше был вынужден проецировать на партнера или закрывать им свою неудовлетворенность.

В негативном, контрзависимом сценарии Восьмерка может символизировать уход от партнерских отношений. Тогда в Девятке герой приходит не к самодостаточности, а к идее самодостаточности («ой, подумаешь, больно мне надо»). В таком случае в Десятке он сублимирует гармонию партнерских отношений в многочисленном круге общения, с рабочим коллективом или в своих фантазиях (во внутреннем мире). Это будет подсказкой, что в Пятерке кубков герой, клиент не справился с каким-то переживанием, что-то не оплакал, не отпустил, недо-раз-очаровался.

 

В конце этой части предлагаю вам частный случай сценария кубков:

Туз – возникли чувства к кому-то;

2 – взаимность, влюбленность, период рая;

3 – треугольник: посмотрел на другую, уделила внимание другому;

4 – обида, отказ от общения, контакта, ревность;

5 – ощущение одиночества, расставание или мысли о расставании;

6 – принятие ситуации, примирение с партнером или возобновление отношений;

7 – поиск новой формы доверия, в которую необходимо включить случившийся опыт;

8 – поиск себя, поиск в себе, того, что искал(а) в партнёре;

9 – удовлетворение от себя, своя собственная наполненность;

10 – отношения из своей полноты, а не из закрытия дыры потребности.



Сценарий Пентаклей

Пентакли соответствуют запросам про деньги, использование ресурсов или любого вида социализацию.

На глубинном уровне – это запрос клиента на проживание своей ценности, самоценности и способности её реализовывать, воплощать в социуме.

Давайте сначала пройдёмся по сценарию Пентаклей с точки зрения зарабатывания денег:

Туз – некая возможность заработать;

2 – нестабильные заработки, подработка, "халтурка ";

3 – заработок профессией и профессиональная карьера;

4 – стабильная работа, которая позволяет откладывать, копить, взять ипотеку и т.п.;

5 – переход к фрилансу, запуск стартапа;

6 – появление свободных средств и вложение денег;

7 – ожидание прибыли от вложений;

8 – отработка наработанных финансовых схем;

9 – опытный инвестор, который наблюдает за инвестициями и реагирует по необходимости или при появлении возможностей;

10 – полнота вовлеченности в социально-экономическую жизнь.

 

Если говорить об общем сценарии пентаклей, Пятерка – это кризис ресурсов, кризис ценностей. Причем это может быть иллюзией, т.к. Пятерка это разрыв между миром Четверки, где герой вроде как достаточно хорошо зарабатывает и миром Десятки, в сравнении с которым он «нищ».

Поэтому основной вызов Пятерки в преодолении барьера восприятия своей ценности. Можно так это обрисовать: по факту в Пятерке ничего не изменилось по сравнению с Четверкой – тот же достаток, тот же уровень. Но, сравнивая себя с Десяткой, куда его позвал Туз пентаклей, герой, клиент начинает ощущать свою незначимость, обедненность, нереализованность. Усугублять ситуацию может вера героя в свою невостребованность (на рисунке нищие проходят мимо церкви) – «никто меня там (в Десятке) не ждет».

И победой Шестерки будет выбор куда вложить ресурсы (время, силы, деньги, внимание), вместо того, чтобы цепляться за них, как изображено в Четверке. Для выбора важно почувствовать куда, во что вложить – в какой свой навык, в какую свою часть, фигуру. Плюс возникает задача отказа: герой карты подаёт одному и не подаёт другому, удовлетворяет одно желание и отказывает себе в другом. В противовес жадности Четверки, сюжет Шестерки предлагает принять, что невозможно сразу всё охватить и пойти по нескольким дорогам одновременно. Вся масть пентаклей, будучи мастью стихии земли, учит последовательности и неторопливости.

Итак, герой вложил ресурсы в Шестерке, например, выбрал и пошёл на какие-то профессиональные курсы. Но отдача будет не сразу. Это Семерка пентаклей – процесс взращивания, ухаживания за урожаем. На карте изображен зеленый виноград: плоды есть, но собирать и использовать их ещё рано. Ресурсы потрачены, результат назревает, но возмещения, отдачи пока нет, т.к. навыки героя ещё «зеленые». Терпение – важный урок этого этапа: не пытаться собрать зеленый виноград, а дать ему созреть. И в то же время, не бросить всё на самотёк «как будет, так будет», а систематически ухаживать, уделять внимание процессу.

Восьмерка пентаклей – освоение рутины, качественная автоматизация, доведение навыка, метода, алгоритма до автоматизма. Навык должен стать системным. Но это не напряженная рутина: «ещё десять тысяч ведер и золотой ключик у нас в кармане», а спокойная размеренная процессуальность, расслабленная вовлеченность в процесс. В противном случае герой вернется к Четверке пентаклей.

В Девятке героем достигается ощущение своей ценности, удовлетворение от освоенного навыка. На всех картах Девяток за спиной героя собранный им опыт, собранные награды (как в хорошем, так и в плохом смыслах): в жезлах – авторитет, в кубках – чувственный опыт, в мечах – осознания. В Девятке пентаклей за спиной дамы дворянского сословия виден сад, который плодоносит: плоды, ценности, результаты, вложения, которые есть у героя. Это то богатство с которым в Десятке герой входит в общество, в наполненную социальную жизнь и где будет ощущать себя полноценным участником общих социально-экономических процессов.

Перейти к списку статей

Смотрите также
Метафора прохождения кризиса
Представьте себе нашего главного героя - человека, который любил читать книги. При этом он их не только читал, но и систематизировал. Делал он это очень просто - в зависимости от своего впечатления ставил на одну из двух полочек в комнате. У него была полочка из светлого дерева, где стояли хорошие книги и из темного дерева - "плохая" полочка.
Как учатся взрослые люди
Кого-то учит жизнь, а кого-то и тренинг. Отличие, пожалуй, в том, что на тренинге учеба - процесс управляемый, а в жизни – непредсказуемый, а иногда и с тяжелыми последствиями. Уже более 15 лет наши сотрудники занимаются профессиональной подготовкой психологов-консультантов. Кто-то приходит к нам за новой профессией, а кто-то и за расширением своих компетенций на основной работе. Ведь навыки конструктивного общения, управления эмоциональными состояниями, решения конфликтных ситуаций и т.д. пригодятся любому профессионалу, работающему с людьми.