Главная страница » Статьи » Дети и родители
Дети и родители
Синдром дефицита внимания, или гиперактивность, с каждым годом проявляется у все большего количества детей. Это не заболевание, но особенность характера, на которую родители обязаны обращать внимание, если хотят вырастить полноценного ребенка.
Периодически из СМИ мы узнаем о детях с уникальными способностями: они и школу в десять лет заканчивают, и стихи с рождения сочиняют, и предметы к себе притягивать умеют. В последние годы талантливых детей стали изучать питерские ученые. Что же им удалось выяснить?
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. *
Актуальность работы детского психолога с родителями в настоящее время очевидна. Это бесспорно, но на практике можно наблюдать, как психолог упорно занимается коррекцией развития ребенка, хотя понимает, что источник неблагополучия находится в семье. Зачастую работа с родителями ведется формально и заключается, а поверхностной диагностике (опросники) и собеседовании по результатам. Использование директивных методов - указаний, поручений, рекомендаций, не затрагивает сферу мировоззрения и чувств родителей.
На сегодняшний день в этом большом городе, где огромное количество психологических центров, институтов, детских садов и школ, специальных психологических тренингов для детей дошкольного и младшего возраста практически не существует. За редким исключением.
Каждый день ребенок познает, открывает и исследует мир. Как задать вопрос, как начать беседу, как отстаивать свое мнение, как принимать критику, как преодолеть обвинение, как справляться со своим и чужим гневом, как убеждать других, преодолевать давление и приходить к компромиссу, как сказать "нет", как выразить благодарность? Овладение этими навыками даст возможность вашим детям чувствовать себя уверенно, сформировать способность адаптироваться к окружающим условиям и изменять их в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Для каждого родителя важно, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным человеком. Очень многое зависит от нас самих.
Ребенок подрос, впервые переступил порог школы, и чаще всего он преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями. Другими словами, ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать "хорошим" учеником. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Вот это и есть настоящая тайна!
Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочери: "Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить". Или: " Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(лениться, драться, грубить), и не начнешь…( хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)". В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), "только если…"
На самом деле я не знаю, существует ли такой термин. Но проблема существует, это я знаю точно. Анализируя детские воспоминания своих взрослых клиентов, я была поражена, как много травмирующих психику ситуаций в детстве связано с общественными туалетами. Люди рассказывают об этом с улыбкой, вроде бы детские страдания остались в прошлом. Вроде бы... "В середине первого класса меня перевели в другую школу. Я не знал, где туалет, а у учительницы спросить постеснялся. На последнем уроке описался. Ждал после урока, чтобы все вышли из класса и не заметили моих мокрых штанов. Но ребята заметили, стали смеяться. Я заплакал, а на следующий день заболел. Долго не мог выздороветь; как только думал про школу, поднималась температура." Сейчас этот молодой человек не может устроиться на работу, хотя в кармане лежит диплом престижного ВУЗа. Сложно сходиться с людьми, привыкает к новому коллективу. И почему - то в беседе о сегодняшних проблемах выплыл этот детский случай.
В наши дни конфликтный возраст, возможно, стал еще ярче выражен из-за быстрых социальных и технических перемен в обществе и существенной разницы в мировосприятии между поколениями. Как конструктивно разрешить конфликтную ситуацию с собственным ребенком?