Что вырастет, то вырастет?
Автор: Татьяна Ефимова
Синдром дефицита внимания, или гиперактивность, с каждым годом проявляется у все большего количества детей. Это не заболевание, но особенность характера, на которую родители обязаны обращать внимание, если хотят вырастить полноценного ребенка.
Внимание любой ценой
Дети с гиперактивностью отличаются высокой подвижностью, эмоциональностью, низкой концентрацией внимания и неспособностью реагировать на попытки взрослых призвать их к порядку.
- У гиперактивности может быть несколько причин, - рассказывает руководитель Института психологического консультирования «Новый век» Надежда Носикова. - Но наиболее часто встречаются две: родовая травма, устранять последствия которой не начали сразу, и ситуация, когда родители начинают относиться к ребенку как к объекту воспитания с первых месяцев его жизни: кормить по часам, не брать слишком часто на руки и так далее. Таким образом, у ребенка практически с рождения возникает дефицит внимания, который он впоследствии захочет восполнить.
Диагностировать гиперактивность родители могут самостоятельно уже в первые месяцы жизни малыша. Стоит задуматься, если он очень активно двигается, чутко реагирует на любые раздражители. С того момента, когда ребенок идет в садик, от особенностей его характера страдают не только родители, но и воспитатели, и другие дети. Пик гиперактивности приходится на шесть лет - в это время чадо становится постоянным внешним раздражителем и настоящей мукой для окружающих.
Причем тут важно понимать - на ребенка не подействуют строгое воспитание, окрики и наказания. Ну а к двенадцати годам у человека уже формируется образ своего «Я»: если его все воспринимают как хулигана, то и он себя будет воспринимать так же. В дальнейшем, если подросток не найдет себе достойного применения или если в этом ему не помогут родители, это перерастет в асоциальное поведение.
- Если вы подозреваете, что у ребенка гиперактивность, сводите его к невропатологу, чтобы развеять или подтвердить опасения, - говорит Надежда Носикова. - В том случае, если вы оказались правы, нужно заручиться помощью психолога и... иметь огромный запас терпения.
«Каждое правило повторяли по сто раз»
Двенадцатилетний сын Ольги Г. - будущий чемпион по легкой атлетике. По крайней мере, такое будущее прочат ему наперебой все тренеры. Уже в этом возрасте мальчик входит в юношескую сборную и целые дни проводит на играх и тренировках. Неизвестно, было бы все это сейчас, если бы Ольга, когда сыну исполнился год, не поняла, что с ним что-то не так. На приеме у невропатолога она впервые услышала слово «гиперактивность».
- Сережа с детства был очень подвижным мальчиком, - рассказывает Ольга. - Но ладно, если бы только это. Когда сын пошел в школу, он не понимал, почему учителя надо слушаться, почему на уроке нужно сидеть 45 минут, а не уходить когда вздумается, просясь в туалет, прямо рассказывал всем, зачем ему туда нужно...
Врач объяснил Ольге, что гиперактивные дети не признают никаких авторитетов и очень плохо усваивают правила. К примеру, обычному малышу достаточно сказать один раз, что дорогу нужно переходить на зеленый свет, а этому - сто один...
- Мы постоянно повторяли ему правила окружающего мира: слушать старших, ходить в школу, что можно говорить, что нельзя... Причем делать это надо мягко, но так, чтобы ребенок услышал, - вспоминает Ольга. - Психолог посоветовал направить гиперактивность ребенка в полезное русло - и мы пошли в спортивную секцию.
Сережа добился больших успехов, но это требовало и от нас немалых усилий: сейчас у него постоянные тренировки, на которые его сопровождаю либо я, либо муж, это большие затраты по времени. Но что может быть важнее ребенка? Сейчас сын входит в подростковую стадию без особых психологических трудностей - вот это главное, а вырастет ли из него гениальный спортсмен, не так уж важно.