Если аист принес индиго…
Автор: Татьяна Ефимова
Периодически из СМИ мы узнаем о детях с уникальными способностями: они и школу в десять лет заканчивают, и стихи с рождения сочиняют, и предметы к себе притягивать умеют. В последние годы талантливых детей стали изучать питерские ученые. Что же им удалось выяснить?
Рожденные с синей аурой
Таких детей часто называют «индиго». Но специалисты советуют остерегаться этого термина, полагая, что он придуман специально, чтобы потешить обывателя.
- Сейчас родители часто заявляют, что их малыш - индиго, если с ним что-то не так. Они себя этим утешают, - уверена Надежда Носикова, руководитель Института психологического консультирования «Новый век». - Индиго теперь - модное, медийное понятие.
Однако если ребенок обладает ярко выраженным талантом, это еще не значит, что он индиго. Этот термин пришел из эзотерики, считается, что у таких людей аура цвета индиго - то есть очень яркая. Люди, верящие в это, полагают, что у детей-индиго просто другой взгляд на мир, их сознание ограничено иными рамками, нежели у нас. Они обладают выдающимися, а то и паранормальными способностями: у них уровень интеллекта в два раза выше, чем у обычного человека, что позволяет им заканчивать вузы в 15 лет и решать «нерешаемые» задачи и теоремы. Некоторые из них могут предсказывать будущее и притягивать предметы, лечить неизлечимые болезни, обладают уникальными способностями - в музыке, спорте, науке.
Уникум или шизофреник?
В то же время дети-индиго нередко страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Они чрезмерно подвижны, легко возбудимы, очень ярко проявляют свои эмоции, доставляя всем этим массу неудобств родителям, воспитателям и сверстникам.
В Советском Союзе таких детей чурались, были даже случаи, когда врачи ставили им диагноз «шизофрения». А вот на Западе быстро поняли, на что способны индиго, и начали создавать им все условия для развития.
- Если у ребенка появились необычные способности, их нужно развивать. Но при этом необходимо задуматься о том, как адаптировать малыша к жизни в обществе. Ведь он не такой, как все, у него могут появиться проблемы в общении с людьми, - поясняет Надежда Носикова. - В нашей практике был такой случай. Мальчик чуть ли не с пеленок отлично разбирался в математике. Когда пошел в школу - побеждал во всех олимпиадах, у него уже в начальных классах был институтский уровень знаний! Но, наверное, по этой причине он был всегда погружен в себя, молчалив, не общался со сверстниками. Хорошо, родители вовремя спохватились, перестали восхищаться математическими способностями чада и отвели его к психологу.
Непонятый талант
Но нередко может быть все наоборот.
Родители другого мальчика забили тревогу, когда он пошел в школу. Учителя наперебой жаловались, что у ребенка низкая концентрация внимания, что слушать преподавателя он может не больше пяти минут, да и с памятью проблемы. Родители делали все, чтобы повысить его успеваемость: нанимали репетитора, занимались сами - но без толку. При этом с самого детства было известно, что у мальчика абсолютный слух. Но мама решила: «Какая музыка, когда сын с трудом переходит из класса в класс!»
Несколько раз он оставался на второй год. После девятого класса молодой человек пытался учиться в нескольких училищах, но все заканчивалось отчислением за неуспеваемость. В конце концов юноша сам пришел в музыкальное училище. Там его способности оценили по достоинству. Несмотря на то что он начал заниматься очень поздно, молодой человек смог добиться больших успехов, и сейчас он - известный музыкант.
- В таких случаях родители обращают внимание лишь на слабые стороны ребенка, игнорируя сильные, - говорит Надежда Носикова. - А ведь чаще всего какой-то талант развит сильнее за счет других способностей. Вот, например, Пушкин был крайне слаб в математике, но ведь это же не помешало ему стать гениальным поэтом!