"Хочу учиться!"
Автор: Малахова Любовь
Ребенок подрос, впервые переступил порог школы, и чаще всего он преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями.
Другими словами, ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать "хорошим" учеником. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Вот это и есть настоящая тайна!
Много факторов влияет на то, как будет себя чувствовать ребенок в школе, как будет учиться и будет ли здоров. Уже ко второму году обучения учебная мотивация и познавательные интересы снижаются у многих детей. Нас беспокоит, что часть детей, с которыми мы встречаемся во время терапии на тренингах и консультациях, не любит школу.
У них может быть любимый учитель, им может нравиться общение с друзьями, но в целом, они смотрят на школу, как на своего рода тюрьму.
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего.
С другой стороны, поступление в школу порождает новые эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Критические замечания в адрес ребенка влияет на его самочувствие и приводит к изменению его самооценки.
Появляются страхи особого рода: что его посчитают смешным, глупым, трусом, обманщиком или слабовольным.
Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания.
Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, переходя от одной задачи к другой.
Возрастная особенность младших школьников сравнительная слабость произвольного внимания.
Значительно лучше у них развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Кроме преобладания непроизвольного внимания отмечается также его сравнительно небольшая устойчивость.
Слабость произвольного внимания одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности, которая ему безразлична или вовсе не нравится. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов ( интереса), мыслительных и волевых процессов. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.
А также, со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребенка, особенно в первом классе. Первоклассник не помнит, что задано домой, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т. д.
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу и то, что им интересно.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.
Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Ему только нужна помощь, чтобы развить и реализовать свои возможности.
Рекомендации для родителей и учителей:
Что бы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учиться лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по - настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой.
Если какое то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.
3.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем - то другим, а потом вернитесь в более благоприятное время.
Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый день на не большое время.
6. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодиться в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
7. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, никогда не теряйте чувства юмора, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжкий труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от общения с ребенком.
Практический опыт психологического обследования и коррекционной работы с детьми показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному обучению в школе.
Обращаясь за психологической консультацией, родители и педагоги обычно сами не очень точно представляют, чего именно они от нее ожидают.
На основе беседы с клиентом консультант формулирует предположительную психологическую проблему( в дальнейшем ее возможно придется пересмотреть).
Можно использовать следующую классификацию проблем:
- проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушения внимания, трудности в понимании учебного материала и т. п.;
-поведенческие проблемы: неуправляемость, грубость, лживость, антисоциальное поведение(агрессивность, воровство) и т.п.;
-эмоциональные и личностные проблемы: снижение настроения, страхи, повышенная возбудимость, частая смена настроения, раздражительность, безволие, отсутствие целенаправленности и т.п.;
-проблемы общения: замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, неумение "постоять за себя" и т.п.;
-невротические проблемы: тики, (непроизвольное подергивание мышц), энурез(ночное или дневное недержание мочи), повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.
Иногда в результате беседы или обследования, консультант приходит к выводу, что проблема является не психологической( или не только психологической). В таких случаях выдается рекомендация для обращения к соответствующему специалисту.
Школа - серьезный и сложный этап в жизни каждого ребенка. Задача сохранения здоровья ребенка должна считаться не менее важной, чем погоня за отличной успеваемостью любой ценой. Успешность учебы должна быть отмечена не только оценками в дневнике, но и хорошим здоровьем. Согласитесь, жаль ребенка с целым портфелем "пятерок", если у него плохой сон, он раздражителен, плаксив, если у него синяки под глазами.
Берегите и любите своих детей.
Итак, успехов вам и - больше веры в себя и возможности своего ребенка!