Игротерапия
Автор: Моргунова Татьяна
24.02.2015
Игротерапия предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Лечение считается эффективным, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью.
Игротерапия предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Лечение считается эффективным, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью. Спектр применения игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при печали, с ранними детскими травмами и с амнестическим компонентом.
Игротерапия также может рассматриваться как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Целесообразность использования игротерапии в организации длительного восстановительного периода по улучшению самочувствия детей со сходными медико-психологическими показаниями в указанных сферах обусловлена: во-первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения, во-вторых, здесь представлено единство психологической природы игры и общения. А в-третьих, в игре ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни. Также можно отметить, что игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь со взрослым — психологом, педагогом, родителем, опекуном.
Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения — переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию знаковой функции речи, рефлексивного мышления ребенка, совершенствова¬нию опорно-двигательной и волевой активности. Игровая терапия стала активно развиваться в связи с усилением социально-психологических факторов напряжения, разрушающих нервно-психическое здоровье детей, нуждающихся в упреждении и своевременной коррекции регрессивной направленности их личности. [Шефер Ч., Кэки Л., 2000].
При определении функций игротерапии следует исходить из того, что она связана с тремя основными специфическими для детского возраста положениями. Она необходима для коррекционно-развивающего взаимодействия взрослого наставника с детьми, способствует формированию системы межличностных отношений детей. А также помогает формированию доверительных профессиональных отношений психологов, психотерапевтов, педагогов с родителями тех детей, которые нуждаются в психологической коррекции.
С целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим (детям и взрослым), улучшения психического самочувствия (повышения самооценки), социометрического статуса, эмоциональной микросреды, коррекции способов общения с другими людьми применяются две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого наставника (психолога, психотерапевта, воспитателя, родителя) в игре: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная). При использовании направленной игротерапии наставник активно участвует в игре ребенка для актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывания в направлении социально-приемлемых стандартов и норм.
В основе направленной игротерапии лежат методические приёмы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т. д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.
В качестве структурированного психотерапевтического средства с внутренним сюжетом успешно используются игры-драматизации, суть которых в разыгрывании детьми ролей по какому-то известному сюжету или по его поводу при обязательной свободе в выборе средств и поворотов сюжетов. Корректирующие возможности игры заключены в педагогически контролируемой игровой ситуации, в которой дети общаются согласно ролям, но живущим в игровом поле сюжетной импровизации.
В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познавательной деятельности, способности к коммуникации.
Особой эффективностью психотерапевтического воздействия обладают детский кукольный кружок и детский театр кукол. Изменение статуса ребенка и его самочувствия достигается как путем прямого воздействия педагога через целенаправленное распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья каждого ребенка, так и методом опосредованного воздействия. Распределение ролей между детьми осуществляется через распределение между ними кукольных персонажей. Причем детям менее активным в общении вручается наиболее престижная кукла, что заставляет ребенка ассоциировать себя с ней, чтобы оправдать ее статус среди других игрушек и исполнить роль, соответствующую ее статусу. Для рефлексии чувств ребенка и их осознания им самим возможно корректное использование и так называемых агрессивных игр, в которых согласно сюжету и ролям ребенок вынужден более ярко и выразительно выявить свои эмоции, личностное отношение к другим персонажам в ситуации заостренного конфликта (в семье, на улице и т. п.).
Психотерапевтическую направленность носят и строительные игры, в процессе которых в индивидуальной и совместно-групповой деятельности дети также выражают свои конструктивные или деструктивные намерения. Игровая методика, активизирующая собственно познавательную сферу ребенка, наиболее эффективна при использовании творческих познавательных игр, конкурсов и турниров: юных фантазеров, художников, скульпторов, рукодельниц и т. п. Однако следует подчеркнуть, что эти формы игровой деятельности по своим характеристикам являются как бы пограничными между структурированным игровым материалом с сюжетом и неструктурированными играми, принадлежащими к фонду арт-терапии, так как непосредственно используют элементы изобразительных видов искусства (лепку, рисование и т. д.).
В группу игр этого фонда входят также игры, органично сочетающиеся с другими видами искусства: игры-танцы, игры-театрализации, музыкальная игровая импровизация, относящиеся к неструктурированным играм. Эти методы игротерапии позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме изобразительной, музыкальной, хореографической и т. п. деятельности. Это в свою очередь помогает не только взрослому наставнику установить эмоциональную поддержку в форме эмпатии, но и ему самому познать себя, свои особенности, успешно реализуя функции самовыражения и коммуникации аффекта.
Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента: музыку, слово взрослого наставника и импровизацию самих детей. В результате применения указанной игротехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей, способствующая через познание образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций, координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата общей психофизической коррекции детей.
Применение так называемой ненаправленной (недирективной) игротерапии ориентировано на самостоятельную игру ребенка, которая позволяет ему свободно выразить свое самочувствие, свой внутренний мир. Подобная, педагогически жестко неорганизуемая, игротерапия позволяет решить следующие коррекционные задачи: а) расширение репертуара самовыражения ребенка; б) достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции ребенка; в) коррекция отношений в системе «ребенок-взрослый».
Техника ненаправленной игротерапии включает в себя свободные, то есть самостоятельно организуемые и развиваемые детьми сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, кукольные представления, игры-импровизации, сочинения сказок, подвижные игры, игры-забавы и т. п. Коррекция личности ребенка в ненаправленной игротерапии осуществляется в результате формирования адекватной системы отношений между детьми, а также — детьми и взрослыми. Психолог (или другой взрослый наставник) в подобной позиции пользуется техникой зеркального отражения чувств и мыслей играющего ребенка путем их вербализации. В результате подобного отражения поведения играющего взрослого, ребенок открывает путь к самопознанию через диалогическое общение со взрослым, через его речевые высказывания.
Взрослый наставник не отстраняется от играющих детей в ненаправленной игротерапии, а стремится: организовать атмосферу взаимопонимания, обеспечить переживание ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения, установить ограничения в игре.
При выборе форм игротерапии следует исходить из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка именно игротерапией.
В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в: положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании; в улучшении эмоционального самочувствия; позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения.