Как вести себя в конфликтной ситуации со своим ребенком-подростком
Автор: Анастасия Ривчак
В наши дни конфликтный возраст, возможно, стал еще ярче выражен из-за быстрых социальных и технических перемен в обществе и существенной разницы в мировосприятии между поколениями. Как конструктивно разрешить конфликтную ситуацию с собственным ребенком?
Для начала хотелось бы определить, что же представляет собой конфликт? Конфликт — такое взаимодействие между людьми, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах, в котором позиция одной из сторон взаимоисключает позицию (мнение, суждение) другой.
На мой взгляд, подростковый возраст является одним из наиболее противоречивых и конфликтных периодов жизни человека.
Конфликт взрослых и детей, описанный еще Тургеневым в известном романе «Отцы и дети», связан с юношеским максимализмом и критическим отношением к собственным родителям, с фокусировкой внимания и застреванием на родительских недостатках.
В наши дни конфликтный возраст, возможно, стал еще ярче выражен из-за быстрых социальных и технических перемен в обществе и существенной разницы в мировосприятии между поколениями.
Я хотела бы предложить примерный стиль поведения в конфликте (для родителей) который, на мой взгляд, поможет разрешить его с меньшими «потерями» для обеих сторон.
1.Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию не унижая достоинства подростка.
2.Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя "Я - высказывание", говорите о том, что Вы чувствуете: "Я обеспокоен…" "Я огорчена…" "Я так волнуюсь …" На мой взгляд, подросток задумается о том что своим поведением он огорчает родителя, возможно, будет сопереживать его расстройству, что в последствии приведёт к изменению его поведения. Например: Я обеспокоен твоим поведением, может у тебя что то случилось? Я так волнуюсь, когда ты возвращаешься поздно домой.
3.Укажите ребёнку на дальнейшие последствия его поведения. Например : Если ты будешь прогуливать школу, ты не сможешь закончить её и получить высшее образование, и впоследствии будешь работать на низкооплачиваемой и тяжёлой работе. Если ты будешь дружить с плохой компанией, то можешь попасть в неприятную ситуацию. Если ты будешь поздно возвращаться домой, то с тобой может что-то случиться.
4. Признайтесь ребёнку, что затрудняетесь решить его проблемы, переложите ответственность за свои действия на него самого. Например: Ты уже взрослый и я знаю, что не могу всегда контролировать твое посещение занятий, возможно, ты сам уже можешь определить степень их важности для себя. Когда ты поздно возвращаешься домой, меня нет рядом, и я не могу тебе ничем помочь.
5. Если вы чувствуете что ваш ребёнок нуждается в помощи видите что он готов её получить, то предложите ему её.
6. Говорите своему ребёнку, что верите в него, верите, что он сможет принять верные решения и добиться успеха в жизни.
Попробуйте следовать изложенным рекомендациям, т.е. относиться к своему уже подросшему ребенку как взрослому человеку, который может принимать решения, которому можно доверять и на которого можно надеяться, и, быть может, тогда Вы получите ту отдачу, на которую рассчитываете. Подросток будет чувствовать вашу поддержку, поддержку человека. который не является для него не надзиратель, а друг.