Как вырастить счастливого человека
Как вырастить счастливого человека
2009 Ольга Лысак,
- Как правильно развивать ребенка, не переутомляя его? Где норма?
- Как воспитать у ребенка волю, не ломая его индивидуальность?
- Как заметить и помочь малышу преодолеть эмоциональный кризис, который он проживает?
«Цель жизни – стать тем, чем ты являешься потенциально» Спиноза. Детство – этот период, наверное, самый значимый в жизни человека. Особенно, если детство протекает в атмосфере принятия, любви, понимания, гармонии и счастья. Детство - это ценная возможность для любящих родителей заложить в своего ребенка самое основное и важное, что они могут дать - свою любовь и заботу. Сформировать у малыша очень ценное базовое доверие к миру, подарив тем самым ему свободу и независимость от многих проблем. Многие родители знают, что ранние развитие психических процессов (память, внимание, мышление, сенсорика) благоприятным образом воздействует на раскрытие потенциальных возможностей и способностей малыша. Но нередко у родителей возникает множество вопросов: - Как правильно развивать ребенка, не переутомляя его? Где норма? - Как воспитать у ребенка волю, не ломая его индивидуальность? - Как заметить и помочь малышу преодолеть эмоциональный кризис, который он проживает? Попытаемся ответить на некоторые вопросы. Развитие - это процесс необратимых направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований. Развитие, созревание и рост взаимосвязаны между собой следующим образом: созревание и рост, изменения количественные, которые служат основой для развития качественных изменений. Процесс развития разворачивается динамично, когда один психический процесс является фоном для развития другого. Например: Память – это фон для развития мышления, Эмоциональная стабильность – фон для развития саморегуляции, Невербальный интеллект – фон для развития вербального. Таким образом, все взаимосвязано, когда один психический процесс достаточно развит, другой существует потенциально в скрытом виде. Активное раннее развитие - это прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект, раскрыть, распознать его потенциальные возможности во всех областях знаний. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, особенности возраста с характерными для него кризисными и сенситивными периодами. От рождения до 2-х лет: Период развития сенсомоторного интеллекта. Ведущая роль принадлежит непосредственно ощущениям и восприятию ребенка. Рефлексов новорожденному мало, поэтому он вынужден изменять их и формировать более сложные схемы. Его знания об окружающем мире складываются на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувственных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей. Полноценное психическое развитие младенца требует именно этого - общения, игры, взаимной радости - самого тесного и насыщенного эмоционального взаимодействия с близкими, и, конечно, в первую очередь с мамой. Развитие речи проходит несколько этапов развития, начиная с 6-ти месяцев. В начале 2-го года жизни происходит переход к овладению ребенком языком и речью. Таким образом, развитие до двух лет должно основываться на формировании дифференцированного опыта сенсо-моторной активности и простых упражнений для развития речи. Восприятие и ощущения - развитию будет способствовать разнообразие объектов предлагаемых малышу, которые ориентированы на зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, осязательные анализаторы. Чем ярче и богаче будет мир вокруг малыша, чем больше опыт взаимодействия с разными предметами, различными по фактуре, тем шире будет пространство восприятия. Это благоприятно сказывается на развитии сенсомоторного интеллекта и является основой для формирования символичного или допонятийного интеллекта. Речь - больше разговаривайте с малышом, разъясняйте ему, что с ним делают и зачем, читайте ему стишки, скороговорки, рассказы, пойте песенки. От 2-х лет. Ведущая деятельность ребенка – игра. Логично предложить ребенку обучение в форме мини-игр, направленных на развитие различных психических процессов. Психические процессы делятся на: познавательные, эмоциональные и волевые. Основными средствами умственной деятельности ребенка этого возраста являются операции: сравнение, оценивание, классифицировать, измерять, располагать в ряд… Рождение операций - это предпосылка становления логического мышления. Таким образом, для детей от 2-х лет характерны упражнения на развитие памяти, внимания (произвольного и непроизвольного), овладение речью, мышления, формированию понятий, суждений, умозаключений, аналогий, синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развитие творческого потенциала. Не менее важно для ребенка формирование волевого компонента психической деятельности. Если родители не подавляют, а поощряют активность и инициативность ребенка, он растет целеустремленным, независимым, решительным и уверенным в себе. Если же волеизъявление подавляется (гиперопека, контроль), особенно в этом возрасте, когда ребенку свойственно стремиться к самостоятельности, он может приобрести чувство вины, никчемности, страх постоять за себя, зависимость и конформность от групп. Это сказывается на формировании психических процессов и дальнейшем развитии и обучаемости. Наши уроки ориентированы на детей от 2-х лет и построены таким образом, чтобы ребенок мог в игровой форме упражняться в развитии: Сенсорики (цвета, формы, рисование, сравнение, различие, измерение….) Внимания (упражнения на развитие произвольного и непроизвольного внимания) Мышления (синтез, анализ, обобщение, классификация, формирование понятий..) Речи (сказки, стишки, песенки…) Память (упражнения на развитие памяти) Мелкой моторики (лепка из теста, глины, пластилина, упр. с крупой, песком..) Математики (счет, числа) Предлагается диагностика в различных областях знаний. Если у малыша сформировались ограничения в некоторых психических сферах, можно помочь ему преодолеть и восполнить опыт через эмоциональную сферу психической жизни. Предлагается два направления в арт-терапии: 1) Мандала-терапия. Мандала - круг (то, что содержит сущность), это диаграмма внутреннего мира - способ обобщения и упорядочивания. 2) Песочная терапия - песочная игра. Представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Мандала-терапия. Рисование окружностей способствует преодолению кризисных периодов. ( например ребенок рисует каракули когда переутомлен). Многие педиатры и педагоги утверждают , что регулярная работа с образами окружностей чрезвычайно стимулирует развитие личности ребенка. Влияние от рисования мандал на душевное состояние как здорового, так и переживающего кризис или расстройство можно обобщить следующим образом: -Нервозность успокаивается -Страх освобождается -Падает напряжение -Уменьшается подверженность влиянию внешних обстоятельств Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет. Мандалы повышают концентрацию у детей, что помогает легче усваивать материал. Очень нервные дети успокаиваются. Напротив, пассивные апатичные дети во время творческой работы, получают заряд энергии, который стимулирует их и делает более взрослыми, помогает найти внутреннее равновесие. Картины мандал, которые рисуют маленькие дети, так же отражают тесную связь бессознательного и сознательного «Я». В работах проявляется множество форм, символов, цветовое предпочтение является так же важным и не случайным. Возможность проработать, дорисовать, перерисовать, а так же уничтожить рисунок является значимым ресурсом и выходом из ситуации. Продуктивным является работа с родителями по рисункам их детей. Родители получают возможность лучше понять мир своего ребенка, узнать, что его волнует и беспокоит, чего ему не хватает. Соответственно родители могут своевременно помочь своему малышу стать еще более счастливым. Песочная терапия. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет. Помогает преодолеть следующие проблемы: - различные формы нарушений поведения - сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками - психосоматические заболевания - повышенная тревожность, страхи - сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка.) - в социальной ситуациях (детский сад, школа) - неврозы Занятия проводятся индивидуально и в малых группах. Первое занятия обязательно с родителями, где совместно подбирается индивидуальная программа развития ребенка с учетом его особенностей. На индивидуальные занятия принимаются дети любого возраста, в группы формируются по возрастам.