Личностные проблемы психолога в работе с родителями. Пути их преодоления
Автор: Шевцова Ирина
Актуальность работы детского психолога с родителями в настоящее время очевидна. Это бесспорно, но на практике можно наблюдать, как психолог упорно занимается коррекцией развития ребенка, хотя понимает, что источник неблагополучия находится в семье. Зачастую работа с родителями ведется формально и заключается, а поверхностной диагностике (опросники) и собеседовании по результатам. Использование директивных методов - указаний, поручений, рекомендаций, не затрагивает сферу мировоззрения и чувств родителей.
К причинам происходящего я бы отнесла не только (и не столько) недостаток методических разработок и теоретических основ, но и наличие личностных проблем у специалиста. Их можно рассматривать с трех позиций, отличающихся по своей глубине и сложности решения.
1. «Я - специалист». Круг проблем сводится к недостатку знаний по работе с семьей, что легко можно исправить (литература, семинары, опыт коллег). К более сложным относятся проблемы, связанные с наличием чувств и ограничивающих убеждений, мешающих эффективной работе:
«Я боюсь, что не смогу помочь»;
«Я намного младше (старше) мамы ребенка»;
«Я боюсь показаться некомпетентной»;
«Я не уважаю людей, которые не могут воспитать своих детей».
Устранение проблем, связанных с подобными ограничениями - выявление их иррационального содержания и переведение в рациональные:
«У меня достаточно опыта, знаний, чтобы помочь родителям»;
«Я не могу быть компетентной во всех вопросах, но я знаю, где и как получить информацию»;
«Родители имеют право на ошибки, моя задача - помочь им увидеть их».
2. «Я - родитель» затрагивает более глубокие личностные проблемы. Психолог сознательно или не осознавая этого, ставит себя на место родителя и задает себе вопрос: «А как бы поступил я?» Перенесение своего родительского опыта в профессиональную сферу неизбежно. Наряду с положительными моментами этого явления, существует ряд отрицательных. Особенно, если родительский опыт не является удачным
Нередко проблемы возникают у специалистов, не имеющих собственных детей. Их родительская позиция зачастую иллюзорна. Кроме этого, работать мешает страх «разоблачения»: «Если родители узнают, что у меня нет собственного опыта, они не будут считаться с моими рекомендациями». Другая крайность - навязывание собственных взглядов без учета менталитета семьи и личностных особенностей ребенка. Эти проблемы психолог может решить, лишь осознав их наличие. Если самоанализа своей работы окажется недостаточно, эффективными могут быть психологические тренинги, помощь коллеги. В любом случае, осознание своего родительского переноса - половина успеха в устранении его нежелательных последствий.
3. «Я - ребенок». В эту позицию психолог попадает всякий раз, когда в общении с родителями испытывает сильные, трудно контролируемые чувства - раздражение, злость, гнев, обиду, страх. Груз собственных детских проблем, психологических травм запускает механизм сочувствия ребенку и негативного отношения к его родителям. Другими словами, психолог неосознанно превращается в маленького ребенка, которого обижают, пытаются подавить, не считаются с его мнением. Конечно же, специалист, находящийся в такой позиции, не сможет построить эффективные взаимодействия, а тем более повлиять на родительские отношения. Способность психолога вставать на место ребенка, видеть причины его поступков ценна, но она может использоваться только сознательно. В случае если фрустрация специалиста сильна и возникает всякий раз, когда психолог сталкивается с определенным типом родительских отношений, стоит подумать о прохождении терапии в виде личностного тренинга или индивидуальных сессий.
Психолог с явными психологическими проблемами подобен плохо подстриженному парикмахеру. Профессиональный рост в данном случае подразумевает не только приобретение новых знаний и методических навыков (в чем смешно упрекать психологов от образования), но и постоянную терапию собственной души. Работа с родителями, на мой взгляд, вскрывает все «болевые точки», т.к. ставит психолога перед необходимостью быть одновременно и специалистом, и родителем, и ребенком.
Данные выводы сделаны мной на основе самоанализа своей работы, собственных ощущений, наблюдений за работой коллег, коллег, результатов прохождения специалистами тренинга «Работа психолога с родителями. Переориентация родительских отношений».