Путешествие в сказку, где живет радость и грусть
Автор: Малахова Любовь
На сегодняшний день в этом большом городе, где огромное количество психологических центров, институтов, детских садов и школ, специальных психологических тренингов для детей дошкольного и младшего возраста практически не существует. За редким исключением.
Детство. Каждый миг жизни ребенка наполнен новизной ощущений. Ребенок познает Мир - открывает в нем добро и радость, жестокость и боль. Мир, в котором существует красота и уродство, где есть любовь и страх. От того, какой след оставят в душе ребенка встречи с добром и злом, научится ли он преодолевать трудности, находить выход из неожиданных ситуаций, во многом будет зависеть его дальнейшая жизнь.
Мы предлагаем психологический тренинг для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он направлен на познание ребенком себя: своих слабых и сильных сторон, на осознание своей индивидуальности, на активизацию лучших качеств характера, на формирование мотивации учебной деятельности и развитие творческого мышления.
Групповая форма работы с детьми дошкольного возраста выбрана не случайно. Детям этого возраста свойственна подражательность, повышенная эмоциональность и сензитивность. Кроме того, основным видом деятельности детей этого возраста является игра. А также нельзя не учитывать большую потребность в общении со сверстниками. И поэтому тренинг является оптимальной формой проведения психокоррекционной работы с детьми.
В программу тренинга входят упражнения, направленные на:
- снятие эмоционально - психического и телесного напряжения;
- предупреждение и снижение тревожности и страхов;
- формирование Я-концепции;
- расширение социальной компетентности и коммуникативных навыков;
- развитие произвольного внимания и памяти;
- наблюдательности;
- образного и логического мышления;
- мотивации в учебной деятельности
А также дети учатся:
- владеть собой;
- понимать свое настроение, чувства и эмоции;
- регулировать процессы возбуждения и торможения;
- в доступной форме выражать гнев;
- радоваться;
- уважать себя и других;
- анализировать, обобщать и принимать решения.
Психические процессы настолько переплетены и взаимосвязаны, что, правильно воздействуя на какую-то одну область, мы улучшаем и совершенствуем не только состояние психики, но и работу всего организма. На подсознательном уровне организм всегда стремится к гармонии. Для этого ему необходимо создать подходящие условия . Мы создаем такие условия, учитывая возрастные особенности и потребности детей. В работе мы используем интегративный подход:
- методы телесноориентированной терапии;
- сказкотерапии;
- гештальттерапии;
- арттерапии.
Методы телесноориентированной терапии в работе с детьми дает хорошие результаты. Осознание тела - это внимание, направленное на внутренние ощущения, идущие от мышц, кожи и внутренних органов.
Излишнее возбуждение в нервной системе, переживание обиды, недовольства и страха вызывают напряжение мышц тела. Возникшее напряжение всегда ищет разрядки и часто выражается у детей самым неожиданным образом. Выполняя упражнения, дети учатся осознавать это напряжение и справляться с ним.
Составляя сценарий тренинга, мы учитываем потребность ребенка в движении. В тренинге двигательная активность гармонично сочетаются с покоем, чередуя упражнения на напряжение и расслабление тела. Приучая мышцы расслабляться, мы помогаем организму ребенка восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие.
В программу тренинга включены различные игры с песком, глиной, водой, техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)
На тренинге дети эмоционально разряжаются, сбрасывают зажимы. "Отыгрывая" спрятанные глубоко в подсознание страх, беспокойство, агрессию и чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и к окружающему миру. У них формируется положительный образ себя, принятие себя таким, какой ты есть.
В программу тренинга входит метод сказкотерапии. Человеку необходим свой личный "банк переживаний" в бессознательном. Лишь имея реальные или воображаемые переживания, мы способны на соответствующие действия.
Используя метод сказкотерапии в программе тренинга, мы помогаем детям приобрести свой положительный опыт. Волшебный мир сказки, наполненный чудесами, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый мир и активно действует в нем. Только для взрослых это нереальный мир, ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Перевоплощаясь, дети с удовольствием принимают участие в этюдах, упражнениях, играх, следуя сюжету сказки. Они "примеряют" на себя различные роли, а затем могут использовать этот опыт в реальной жизни. Учатся преодолевать барьеры, самостоятельно искать выходы в трудных ситуациях, верить в свою силу, в силу добра, любви и справедливости. Полученный "сказочный опыт оживает" в случае необходимости.
Предлагаемый нами тренинг для детей - это терапия средой, особой сказочной обстановкой, где ребенок познает, открывает и исследует Мир. Чувствуя себя в безопасности дети учатся управлять своим телом и настроением. Приобретают запас двигательных навыков, который позволяет им быть сильными, уверенными и счастливыми. Избавляясь от страхов и комплексов они приобретают чувство внутренней свободы.