Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты

АФФЕКТЫ

АФФЕКТЫ (AFFECTS)

  Комплексные психофизиологические состояния, включающие субъективные пере­живания, о также когнитивные и физиоло­гические компоненты. Существуют различ­ные признаки, по которым различаются чувства, эмоции и аффекты. Чувства - это основные, субъективно переживаемые состо­яния, которые могут быть блокированы от сознания; эмоции суть внешне наблюдае­мые проявления чувств; понятие аффекта относится ко всем связанным с этим фено­менам, многие из которых бессознательны. Однако эти термины нередко используются как взаимозаменяемые, относясь ко всему спектру - от элементарных до комплексных и когнитивно дифференцированных психи­ческих состояний. Относительно устойчивые и длительные аффективные проявления, выз­ванные и поддерживаемые бессознательны­ми фантазиями, называются настроением.

В современном употреблении об аф­фектах говорят на трех концептуальных уровнях, относя это понятие 1) к клиническим проявлениям чувств, прежде всего связанных со спектром переживаний удовольствия/ неудовольствия; 2) к сопутствующим нейробиологическим феноменам, включая гормо­нальные, секреторные, вегетативные и/или соматические; 3) к метапсихологическим по­нятиям, связанным с представлениями о пси­хической энергии, инстинктивных влечениях и их разрядке, сигнальных аффектах без разрядки влечений, Я и его структуре, струк­турном конфликте, объектных отношениях, психологии Самости и суперординантной организующей системе.

Субъективно-чувственные компоненты аффектов всегда имеют качество приятно­го или неприятного (за исключением чувств, связанных с отчуждением и изоляцией). Таким образом, аффективные состояния почти всегда обладают свойствами мотива­ции. Когнитивные компоненты аффектов включают идеи и фантазии, сопровождаю­щие возникновение любого аффективного состояния. Будучи специфическими для каж­дого индивида, такие идеи и фантазии кон­центрируются вокруг тем, имеющих непос­редственное отношение к мотивационной стороне аффективного состояния. Тревога, например, активируется при восприятии уг­розы, а сопровождающие ее когниции орга­низуются вокруг этой темы, хотя специфичес­кое их содержание зависит от переживаний и фантазий индивида в ситуациях восприя­тия опасности, начиная с детства.

Физиологические компоненты аффекта опосредуются как автономной нервной системой (покраснение, потливость, слезли­вость, усиление перистальтики, учащение пульса и другие всевозможные физиоло­гические реакции), так и регуляторными функциями (изменение положения тело, ми­мика и пантомимика, тональность речи и др.) Факторы, определяющие интенсивность и состав физиологических компонентов спе­цифических аффективных состояний, не вы­яснены.

С точки зрения развития, аффекты воз­никают на основе генетически обусловлен­ных паттернов реакций. Считается, что де­вять таких паттернов (удивление, интерес, радость, дистресс, злость, страх, стыд, презре­ние и отвращение) универсальны, очевидны и легко идентифицируются но первом году жизни, хотя такое утверждение и небесспор­но. Первичная биологическая реакция вско­ре становится связанной со следами памя­ти, благодаря чему знакомые перцептивные паттерны мобилизуют соответствующую аффективную реакцию, которая предвосхи­щает то, что ожидает ребенок на основе ассоциаций. Поскольку эти ассоциации нередко включают в себя либидинозные и агрессивные объекты и переживаются кок нечто относящееся к самому человеку, как правило, аффекты тесно связаны с репре­зентантами себя и объектов, а также фан­тазиями, вызванными влечениями. После­днее привело к утверждению Фрейда о том, что аффекты представляют собой дерива­ты влечений. Однако в настоящее время аффекты рассматриваются как структуры Я,

которые могут быть совершенно не связан­ными с влечениями и конфликтами.

Аффекты выполняют важную адоптив­ную функцию, подготавливая индивида к со­ответствующей реакции на внешние или внутренние события, к коммуникации внут­ренних состояний субъекта с состояниями других людей и вызывая и у них необходи­мые для него реакции. Природу чувствен­ных состояний определяют перцепции, свя­занные с непосредственной стимуляцией, и ее интрапсихическая репрезентация (оце­ненная, интегрированная и соответствую­щая прошлому опыту). Оценка этих пер­цепций осуществляется одновременно по многим направлениям в зависимости от того, вызывают ли стимулы ощущение опас­ности, травмы, безопасности, удовольствия, хорошего самочувствия, самоуважения, удовлетворения инстинкта, самоконтроля, функционального удовольствия, вины, стыда либо их сочетание. Дериваты аффектов могут вызывать болезненные ощущения и ассоциации или сигнализировать об опас­ности; совладать с ними можно с помощью различных защитных действий.

Отсутствие адекватной и определенной теории аффектов привело к появлению конкурирующих психоаналитических воз­зрений; так, дискутируются вопросы о суще­ствовании бессознательного аффекта или доэдипова чувства вины, о важности непос­редственного наблюдения за развитием, о том, являются ли определенные аффекты (например, депрессия) диагностическими категориями или сочетанием симптомов. Высказываются противоположные взгляды на то, соответствует ли появление опреде­ленных аффектов определенным периодом развития или какие периоды развития (на­пример, эдипов или доэдипов) дают начало специфическим аффективным заболевани­ям или группам симптомов.

Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000. - (Библиотека психологии и пси­хотерапии)

Перейти к списку слов