АССОЦИАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ (Association; Assoziation) - связь идей, восприятий и т. д. согласно сходству, сосуществованию, противоположности и причинной зависимости.
Свободная ассоциация во фрейдовском толковании сновидения: спонтанные идеи, являющиеся человеку во сне безотносительно к ситуации сна. Управляемая или контролируемая ассоциация в юнговском толковании сновидений: спонтанные идеи, которые исходят из данной ситуации сна и постоянно с ней связаны.
Личностные ассоциации к образам в сновидениях совместно с амплификацией являются важным исходным шагом на пути к их интерпретации.
АССОЦИАЦИЯ - 1. Связь между психическими явлениями, образуемая при определенных условиях, при коей актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Противоположное понятие - диссоциация. Психофизиологическая основа ассоциации - рефлекс условный. П различных направлениях психологии ассоцианистской было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так выделились ассоциации:
1) по сходству (красное - пурпурное);
2) по контрасту (большое - маленькое);
3) по смежности в пространстве или времени (запах приправы к пище вызывает аппетит);
4) причинно-следственные (сильный ветер - озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий: силы впечатлений, вызываемых элементами связи; их новизны, а также способностей индивида. 2. В психологии социальной - группа, где отсутствуют объединяющая ее деятельность совместная, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях общения группового. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различаются:
1) ассоциации просоциальные - куда позитивные нравственные ценности привнесены из широкой среды социальной, сформированы и упрочены в ходе деятельности трудовой; при включения этих ассоциаций в деятельность совместную, обусловленную общественно значимыми задачами и соответственной им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования;
2) ассоциации асоциальные - где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характеров условиях антиобщественно направленной организации и руководства легко превращаются в корпорации.