ЭМОЦИИ
Эмоции [лат. emoveo - потрясаю, волную] - особый класс психических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность, Э. служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения. В большинстве философских учений Э. рассматривались в качестве активных сил, способных направлять мысли и поступки человека как согласованно с его разумными решениями, так и вопреки им. Отступления от этой тенденции связаны с распространением трихотомной схемы психического (И. Тетенс, И. Кант), отделившей от Э. в класс волевых явлений желания и другие побуждающие активность переживания. Разрыв между Э. и действием, заложенный данной схемой, сохраняет и современная экспериментальная психология, изучающая Э. и потребности (мотивацию) в относительной независимости. Согласно представлению, рассматривающему желания как разновидность эмоциональных явлений, Э. в целом служат выражению потребностей и определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации. В биологической эволюции Э. возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма Э. - т.н. эмоциональный тон ощущений - положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. При столкновении с условиями, способствующими или препятствующими поведению, возникают ситуативные Э., выражающие значение этих условий для удовлетворения потребностей. Важную регулирующую роль среди них играют Э., возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. В экстремальных условиях, если субъект не находит выхода из возникшей ситуации, развиваются аффекты. По биологическому назначению Э. представляют собой форму актуализации видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Выполняя в процессах обусловливания функцию положительного или отрицательного подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи или затруднения в будущем и тем самым облегчает поиск оптимальных путей достижения цели. Развитие Э. человека определялось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование новых эмоциональных отношений в результате специально направленных воспитательных воздействий - важнейшее условие социального развития человека. Высший продукт развития Э. человека - чувства, выражающие его стабильные эмоциональные отношения к явлениям жизни, другим людям, самому себе. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о важных изменениях в жизни человека, могут вызвать также изменения общего эмоционального фона - т.н. настроения. Относительно кратковременными, наиболее динамичными и заметными являются ситуативные Э. - непосредственные эмоциональные реакции человека на предметы и события, так или иначе влияющие на выполняемую деятельность. Они вызываются реальными или предвосхищаемыми достижениями в деятельности (радость, огорчение, надежда), способствующими или препятствующими ей условиями или людьми (гнев, симпатия, возмущение) и т. п. Характер и динамика ситуативных Э. определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются (например, из любви может развиться гордость за любимого человека, огорчение из-за его неудач, ревность и т. п.). Э. человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль Э. играют в этиологии и синдромах также и других психических и психосоматических заболеваний. В простых эмоциональных переживаниях принято выделять качественные (знак и модальность: удивление, восторг, печаль и т. д.) и динамические (продолжительность, интенсивность) характеристики. Развитие Э. в онтогенезе приводит к значительному усложнению как их самих, так и вызывающих их объектов, появлению способности регулировать Э. и их выражение, одновременно переживать целое множество взаимодействующих, частично сливающихся или противоречащих эмоциональных качеств. Важнейший источник обогащения эмоционального опыта человека - сопереживания, возникающие в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Э. выступают в роли регулятора человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Свое основное назначение - направление активности на жизненно значимые цели - Э. выполняют, оказывая влияние на содержание и динамику познавательных психических процессов (восприятие, воображение, внимание, память, мышление). Необходимый для активности уровень энергетической мобилизации (активации) организма Э. регулируют через вегетативную нервную систему и ретикулярную формацию, связанные с центральным нервным субстратом Э. в лимбических структурах мозга. Кроме многочисленных изменений в состоянии внутренних органов, гладкой и скелетной мускулатуры, биохимических и электроэнцефалографических процессов, Э. сопровождаются выразительными движениями в мимике, пантомимике, звуковых реакциях и т. д., сложившимися в эволюции как средство внутривидового общения. У человека природная эмоциональная экспрессия сохраняется как базис, на котором развиваются более дифференцированные формы выражения Э., специфические для разных культур.
В.К. Вилюнас
Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.