Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (Identification; Identifizierang) - пси­хологический процесс, в котором личность частично или полно­стью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессозна­тельная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъек­том, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития.

«Отождествление с отцом, например, означает на практике ус­воение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равен отцу и не был бы индивидуальностью, отличной от отца. Иденти­фикация отличается от имитации тем, что идентификация есть бессознательная имитация, тогда как имитация - сознательное подражание. Имитация - необходимое вспомогательное средство для развивающейся, еще юной личности. Она способствует разви­тию до тех пор, пока не служит для простого удобства и не задер­живает развития подходящего индивидуального метода. Подобно этому и идентификация может содействовать развитию, пока инди­видуальный путь еще не проложен. Но как только открывается лучшая индивидуальная возможность, так идентификация обнару­живает свой патологический характер тем, что оказывается в даль­нейшем настолько же задерживающей развитие, насколько до это­го она бессознательно содействовала подъему и росту. Тогда она вызывает диссоциацию личности, ибо субъект под ее влиянием расщепляется на две частичные личности, чуждые одна другой. Идентификация не всегда относится к лицам, но иногда и к пред­метам (например, отождествление с каким-нибудь духовным дви­жением или с деловым предприятием) и к психологическим функциям. Последний случай даже является особенно важным. В таком случае идентификация ведет к образованию вторичного характера и притом так, что индивид до такой степени отождествляется со своей лучше всего развитой функцией, что в значительной степени или даже совсем отчуждается от первоначального уклона своего характера, вследствие чего его настоящая индивидуальность впа­дает в сферу бессознательного. Этот исход является почти регуляр­ным у всех людей с дифференцированной функцией. Он составля­ет даже необходимый этап на пути индивидуации вообще. Отожде­ствление с родителями или ближайшими членами семьи есть отча­сти нормальное явление, поскольку оно совпадает с априорным се­мейным торжеством. В таком случае рекомендуется говорить не об идентификации, а о тождестве, как это и соответствует положе­нию дела. Именно идентификация с членами семьи отличается от тождества тем, что она не есть априори данный факт, а слагается лишь вторичным образом в нижеследующем процессе: индивид, образующийся из первоначального семейного тождества, наталки­вается на пути своего приспособления и развития на препятствие, требующее для своего преодоления особых усилий; вследствие этого возникает скопление и застой либидо, которое понемногу на­чинает искать регрессивного исхода. Регрессия воскрешает преж­ние состояния и, среди прочего, семейное тождество. Это, регрес­сивно воскрешенное, собственно говоря, почти уже преодоленное тождество есть идентификация с членами семьи. Любая идентифи­кация с лицами складывается на этом пути. Идентификация всегда преследует такую цель: усвоить образ мысли или действия другого лица для того, чтобы достигнуть этим какой-нибудь выгоды или устранить какое-нибудь препятствие или разрешить какую-нибудь задачу» (К.Г.Юнг).

Идентификация с комплексом (переживаемая как одержи­мость) - постоянный источник невроза, который может быть так­же вызван идентификацией с какой-то идеей или верованием.

«Эго сохраняет свою целостность только в том случае, если оно не идентифицируется с одной из противоположностей и если оно понимает, каким образом удерживать равновесие между ними. Это возможно лишь тогда, когда оно одновременно осознает обе противоположности. Однако необходимое просветление, инсайт - дело чрезвычайно трудное не только для социальных и политичес­ких лидеров, но и для религиозных наставников и учителей. Все они хотят решения в пользу одной вещи, и поэтому полная иденти­фикация с неизбежностью оказывется односторонней «истиной». Даже если речь идет о какой-то великой Истине, идентификация с ней все равно означала бы катастрофу, поскольку она задерживала бы все дальнейшее духовное развитие» (К.Г.Юнг).

Односторонность обычно возникает благодаря идентификации с отдельной сознательной установкой. В результате происходит утрата контакта с компенсирующими силами бессознательного.

«В любом таком случае бессознательное обычно отвечает сильными эмоциями, раздражительностью, потерей контроля, вы­сокомерием, чувством неполноценности, капризностью, депресси­ями, приступами гнева и т. д., связанными с утратой самокритики и неправильными суждениями, ошибками и чувственными обмана­ми, сопровождающими эту утрату» (К.Г.Юнг).

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности - в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности. 1. Преимущественное понимание - как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (=> интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. 2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации - человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:

1) отнести личность к некоему классу или типу - например, идентификация преступника;

2) признать личность целостной и идентичной самой себе. 3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (-> проекция); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, - например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов.

 

 

4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим - субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его смыслов личностных. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Как механизм взаимопонимания - это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено З. Фрейдом, сначала - для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и некоих процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Идентификация - противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл - в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Идентификация - это форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании - неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Идентификация может происходить с любым объектом - человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в некоих случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии .эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного (-> защищенность психологическая), благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации - предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует   некие особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации обретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т.е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта - из-за желания оказаться в положении объекта - возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ГРУППОВАЯ - отождествление индивидом себя с обобщенным образом члена некоей группы социальной или общности социальной, за счет чего происходит принятие ее целей и ценностей, часто некритическое. 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ (идентификация коллективистская) - возникающая в деятельности совместной форма гуманных отношений, при коей переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий (-> фрустрация). Означает единство мотивации, формирование взаимоотношений на основе нравственных принципов. Особенно полно выражается в сочувствии и соучастии, когда каждый член группы эмоционально и деятельно откликается на удачи и неудачи каждого. Действие идентификации коллективной в группе выражается:

1) в признании за другим, как и за собой, равных прав и обязанностей;

2) в оказании содействия и поддержки;

3) в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам. Психологическая основа идентификации коллективной - складываемая в деятельности совместной готовность субъекта чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. Феномен идентификации коллективной преобладает в коллективе как в группе высокого уровня развития иле сводим к индивидуальным предпочтениям членов группы. Проявления идентификации коллективной, опосредованные ценностями деятельности совместной и гуманными смысловыми установками, становятся устойчивой характеристикой каждого члена коллектива, перестают зависеть от личных симпатий и внешних факторов. Идентификация коллективная в онтогенезе возникает на рубеже возраста дошкольного и школьного младшего в ходе сотрудничества детей, требующего эмоционально насыщенного общения. В детской группе она выступает в форме как действенного сострадания неудачам, так и активного сопереживания успехам. Содержательная деятельность совместная и нравственно-эмоциональное общение детей - основа формирования проявлений идентификации коллективной в детской группе.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТНАЯ - механизм, действие коего основано на сильной эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего с родителями, приводящий к уподоблению - чаще всего неосознанному - этим «другим значимым». Ориентация на другого человека как на образец значительно повышает показатели научения социального. За счет идентификации у маленького ребенка происходит: формирование стереотипов поведенческих, образующих черты личностные; определение ориентации ценностных и идентичности полоролевой (-> идентификация полоролевая). 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАРЦИССИЧЕСКАЯ - процесс самопроецирования на Я утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на Я, но при этом человек обходится со своим Я как с оставленным объектом и направляет на Я амбивалентные импульсы, включающие, в числе прочих, агрессивные компоненты.

 

ng>ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ - процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ДЕЙСТВЕННАЯ -> идентификация коллективная.

Перейти к списку слов