ОДАРЕННОСТЬ
ОДАРЕННОСТЬ - 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения - психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.
Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.
При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.
ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ - одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.
Одаренность ранняя сопровождается выраженной увлеченностью некоими занятиями и склонностью проявлять фантазию.
Результаты тестовых испытаний не позволяют судить о наличии либо отсутствии одаренности - в силу того, что тесты стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних значений.