ПСИХОСИНТЕЗ
ПСИХОСИНТЕЗ - научная теория, впервые сформулированная в 1910г. итальянским психиатром Роберто Ассаджоли. Уникальность этого направления состоит в том, что наряду с такими уже привычными уровнями человеческого опыта, как биологический, психический и социальный, большое внимание в нем придается духовному опыту человека и тому, как этот опыт взаимодействует с перечисленными выше уровнями на протяжении всего цикла человеческой жизни. Синтезируя различные дисциплины, это подход стремится к пониманию не только того, как духовное измерение проявляется на уровне отдельного человека, но и того, как оно действует в группах и даже в масштабе более крупных систем, включая планету в целом. Это - стремление исследовать опыт отдельного человека, его отношения с другими людьми, с царством природы и с планетой в целом для того, чтобы найти такие способы существования, которые не угрожали бы жизни на Земле, а поддерживали ее.
Центральная проблема человеческой жизни - несвобода, кажущаяся раздвоенность (Я - личностное, не осознающее и отрицающее существование другого, Я - истинное, присутствующее скрыто, не поддающееся непосредственному осознанию). На самом деле Я - едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего Я и добрых отношений с окружающими можно через этапы:
Глубокое знание своей личности - исследование низшего бессознательного, затем среднего и высшего (психоанализ), открытие истинных призваний, неизвестных возможностей, которые были ранее подавлены.
Умение управлять различными элементами личности - метод дезиндентификации. Нами управляют все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезиндентифицируем. То есть, дезинтеграция выявленных вредных образов или комплексов (атак бессознательного) и управление и использование высвободившейся таким образом энергии.
Познание своего истинного Я - открытие или создание объединяющего центра: расширить сознание своей личности до осознания своего Я. , иными словами, двигаясь по лучу света, проследить его направление до самого источника света и объединить низшее и высшее Я. Здесь использование соответствующих активных техник (возможно, естественный внутренний рост), каждый этап связан с новой идентификацией (например, человек создает идеал свей личности, соответствующий его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, таким образом делает этот идеал достижимым). Идеальные модели затрагивают основные отношения с внешним миром и другими людьми, идет проекция внутреннего мира вовне - человек не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть - не прямой путь к высшему Я, но истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между человеком и его высшим Я, которое отражается во внешнем объекте и является его символом.
Психосинтез - это есть формирование или реконструкция личности вокруг нового центра. Вокруг созданного центра строится новая личность, которой присущи согласованность, организованность и единство.
1. Сначала - план действий, внутренняя программа: представить себе цель - модель с динамической творческой силой (новую личность, к которой стремится человек) и различные связанные с этим задачи; возможно, действие по наитию у людей соответствующего склада. Модель не должна быть слишком жесткой в первом случае действий, во втором случае, действия не должны быть слишком пассивными плюс адекватная оценка перемен.
2. Следующий этап - практический психосинтез: собственно формирование новой личности. Использование доступной энергии - силы, освободившиеся в результате анализа и дезинтеграции бессознательных комплексов, скрытые до сих пор, пренебрегаемые тенденции, существующие на различных уровнях психики. Развитие тех сторон личности, которые не вполне соответствуют поставленной задаче или же полностью отсутствуют: через аутосуггестию (вызывание у себя необходимых качеств, творческое утверждение их наличия) или методичная тренировка неразвитых функций. Координация и субординация различных видов психической энергии, создание прочной организации личности.
Психосинтез - частное выражение более широкого принципа, общего закона межличностного и космического синтеза. Это - метод психологического развития и самореализации для тех, кто не хочет оставаться рабом своих иллюзий или внешних влияний, кто не хочет быть послушным участником происходящей в нем игры внутренних сил, кто решил стать полноценным хозяином своей жизни. Это метод лечения психологических и психосоматических расстройств, когда их причиной является глубокий и сложный конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил, или же когда они происходят в результате глубинных и мучительных кризисов, часто предшествующих этапу самореализации. Это метод целостного воспитания детей и подростков, здесь уделяется внимание не только развитию у них различных способностей, идет помощь ребенку в раскрытии и реализации истинной духовной природы и, как результат - создание светлой, гармонической, жизнеспособной личности.
ПСИХОСИНТЕЗ - 1. Согласно З. Фрейду - автоматический и неизбежный процесс обретения единства и гармонизации психической жизни невротика как следствие эффективной психоаналитической терапии.
2. Подход к коррекции психологической - как направление связан с именем Р. Ассаджоли (Ассаджиоли), начинавшего как психоаналитик. Но в психосинтезе представление о личности отличается от психоаналитического, хотя и соотносится с ним. Собственно понятие психосинтеза означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.
Рассматриваются такие составляющие психики:
1) самость высшая - своего рода «внутренний бог»;
2) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;
3) поле сознания - анализируемые чувства, мысли, побуждения;
4) бессознательное высшее, или сверхсознание - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;
5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, могущие легко осознаться;
6) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.
Важную роль играет также понятие субличностей - как бы относительно независимых, более или менее развитых личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни. В ходе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается отличать их от самого себя - «мое, но не я» - посредством специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания вплоть до всего объема бессознательного и до постепенного раскрытия своего объединяющего психологического центра.