СИСТЕМА НЕРВНАЯ: СВОЙСТВО
СИСТЕМА НЕРВНАЯ: СВОЙСТВО - понятие, введенное И. П. Павловым для обозначения динамических, устойчивых особенностей системы нервной, влияющих - при прочих равных условиях - на индивидуальные психологические особенности. Большей частью они генетически детерминированы и определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия среды физической и социальной.
Свойства системы нервной были открыты Павловым и легли в основу типологии деятельности нервной высшей, разработанной в экспериментах с животными. Согласно его концепции, выделяются три основных свойства:
1) сила - способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах;
2) подвижность - способность быстрого перехода от одного процесса к другому;
3) уравновешенность - одинаковая выраженность процессов торможения и возбуждения.
Применительно человека эта концепция особенно последовательно разработана в школе Б. М. Теплова. Были открыты новые свойства системы нервной:
4) динамичность - способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании реакций условных;
5) лабильность - скорость возникновения и окончания процессов нервных;
6) активированность - индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения. Было обнаружено явление парциальности этих свойств, ставшее основой для выделения свойств частных, характеризующих функционирование отдельных анализаторов и зон мозга, и свойств общих, понимаемых двояко - как параметры функционирования передних, регуляторных зон мозга и как общемозговые нейрофизиологические особенности.
Не предопределяя социальную ценность человека, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, свойства системы нервной есть физиологическая основа формально-динамической стороны поведения; они образуют почву, на коей легче формируются одни формы поведения, труднее - другие. Самое общее психологическое проявление этих свойств - особенности темперамента человека, хотя имеются корреляции и с индивидуальными особенностями процессов познавательных, формирования навыков и пр.
С. Ю. Головин. Словарь практического психолога, 1998 г.