СОЦИОГРАММА
СОЦИОГРАММА - графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью теста социометрического при исследовании отношений межличностных в группах малых (-> социометрия). Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых), «париев» (от коих все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку анализ социометрический может дать лишь самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой группе малой, социограмма отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы.
Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, выбор взаимный, выбор ожидаемый, отклонение, отклонение взаимное, отклонение ожидаемое.
Различаются социограммы коллективные и индивидуальные. Среди коллективных особенно распространенными являются социограммы, разработанные создателем этого метода Дж. Морено, фиксирующие и отражающие картину эмоциональных предпочтений - симпатий и антипатий - и позволяющие наглядно, в виде схем, представить ряд характеристик личностей и группы в целом. В них члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре либо на периферии; при этом отражаются практически все связи, объединяющие субъектов. Типичные конфигурации взаимоотношений - цепи, треугольники, квадраты и пр. Но этот способ имеет существенный недостаток - при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей практически невозможно.
При проведении исследований социометрических делались попытки стандартизовать и рационализовать построение социограммы. Определенный прогресс здесь связан с разработкой и широким внедрением в практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на «популярных», «средних» и «непопулярных» членов; каждый из них в соответствии с этим помещается в определенный круг социограммы-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляется несколько социограмм коллективных.
Социограммы индивидуальные позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе - например, отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы, выделить «отверженного» или «изолированного» индивида.
С. Ю. Головин. Словарь практического психолога, 1998 г.