СВЕРХ-Я
СВЕРХ-Я (идеальное-Я; идеал-Я; Я-идеал; Супер-Эго; супер-эго; super-ego) - одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, кои контролируют действия Я и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности.
Сверх-Я - особая инстанция, выделяемая из Оно в раннем возрасте, начиная с четырех лет, и выступающая, в частности, как голос совести; призвана подавлять запретные влечения, противостоя побуждениям Оно и Я. Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, оно являет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Я (Эго) субъекта. К пяти - шести годам, в связи с решением проблемы комплекса Эдипа, в структуру Сверх-Я включается, наряду с запретами, идеал-образ.
Сверх-Я возникает в результате действия двух чрезвычайно важных факторов:
1) продолжительности детской беспомощности и зависимости человека;
2) наличия у него комплекса Эдипа.
Сверх-Я - дистанцированная часть Я - восходит к влиянию родителей и воспитателей и строится по примеру их Сверх-Я: механизмом формирования Сверх-Я выступает идентификация со Сверх-Я родителей и прочих воспитателей. Поэтому Сверх-Я - носитель традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям.
Ему присущи несколько взаимосвязанных функций:
1) функция носителя совести;
2) функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести;
3) функция формирования и носителя Я-идеала;
4) функция представителя всех моральных ограничений и поборника стремления к совершенствованию.
Если Я поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно и делает что-то вопреки совести, то неизбежно его со наказание со стороны Сверх-Я в форме чувства стыда и раскаяния. Я соизмеряет себя с Я-идеалом, формирование коего входит в функции Сверх-Я, стремится к нему и старается выполнить его требование постоянного самосовершенствования. Сверх-Я находится в постоянном антагонизме с Оно, запрещая Я выполнять его стремления и желания.
С. Ю. Головин. Словарь практического психолога, 1998 г.