ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО
ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО - социально-психологическая теория, одна из концепций западной психологии социальной, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов - верований, мнений, ценностей, намерений и пр.
Ее исходное положение: диссонанс - это негативное побудительное состояние, возникающее, когда субъект одновременно располагает логически или психологически противоречивыми знаниями, мнениями или понятиями о некоем объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от коего субъект стремится избавиться путем изменения одного из элементов диссонансных знаний либо путем введения нового элемента. Так противоречивым знаниям приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или установок социальных.
Позднее Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора. Стремясь усилить оправдание поступка, человек изменяет либо поведение, либо свое отношение к объектам, с коими связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. Позже рядом исследователей «эффекты диссонансные» были переосмыслены в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования схем каузальных (-> атрибуция каузальная).
В теории диссонанса когнитивного считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный системой когнитивной, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность системы когнитивной зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.
С. Ю. Головин. Словарь практического психолога, 1998 г.