ЦЕННОСТЬ
Ценность - понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных подходах Ц. рассматривается как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает Ц. или является Ц.); как любой значимый предмет или предмет особого рода; как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование. Основной вопрос философского анализа проблемы Ц. заключается в понимании ее природы. В субъективном переживании ориентации на Ц. содержится некоторая двойственность: с одной стороны, она переживается субъектом как свободное проявление его индивидуальности, с другой стороны - как нечто высшее, трансцендентное индивидуальному Я, как императив, которому субъект следует в своих поступках. Абсолютизация одного из этих двух моментов присуща крайним подходам к проблеме Ц. в философии: в одном случае Ц. трактуется как чисто субъективный феномен, порождение индивидуального сознания, в другом - как особая объективно-идеальная сущность, трансцендентная материальному миру. Односторонность и кажущаяся противоречивость идеалистических трактовок природы Ц., а также утилитарно-психологической трактовки, видящей в Ц. лишь отражение потребностей субъекта, преодолеваются в социокультурном подходе к Ц. Признавая объективный и трансцендентный характер Ц. по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, социокультурный подход рассматривает Ц. как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, в том числе человечества в целом, каждая из которых выступает в этом процессе как единый совокупный субъект. Будучи порождением жизнедеятельности социума, Ц. отражают в себе ее особенности, характерные для данного социума и общие для всех его членов. Система Ц., характеризующих исторически конкретную социальную общность, представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни. Можно говорить о двух формах Ц. Во-первых, Ц. выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие Ц. могут быть как общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость) так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, Ц. предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых, мировоззренческих и т. п.). Другим основанием классификации Ц. выступает классификация социальных общностей, отражением жизнедеятельности которых они являются. Наиболее общими являются общечеловеческие Ц. Их универсальность и неизменность отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности. Вместе с дифференциацией образа жизни людей, принадлежащих к различным социальным общностям, дифференцируются и Ц., порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие его специфику. Можно говорить о системе Ц., характеризующих не только историческую эпоху, социально-экономический уклад, классовых, национальных и т. д. Ц., но также о специфических Ц. профессиональных и демографических групп (например, молодежи, пенсионеров) и других объединений людей, в том числе с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда противоречивых Ц. Социальные Ц., преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных Ц. Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных Ц., которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности, социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности. Система личностных Ц. складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных Ц., объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Этот процесс является существенной составной частью процесса социализации личности. В структуре зрелой, развитой личности Ц. выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных предметных форм Ц. Таким образом, взаимодействие личности и социальных общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных Ц. Становление системы Ц. в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными потребностями. В структуре мотивации Ц. выполняют те же функции, что и потребности, отчасти занимая их место. Процесс интериоризации социальных Ц., превращения их в личностные Ц. и вытеснения последними потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры личностных Ц. Как нормальное, так и девиантное развитие Ц. сферы личности происходит под опосредующим влиянием Ц. первичных малых групп, в которые индивид включен на ранних этапах развития, в первую очередь семьи. Как правило, личностные Ц. характеризуются высокой осознанностью, отражаясь в сознании в форме Ц. ориентаций. Ц. ориентации, выполняющие функцию осознанной ценностно-нормативной регуляции социального поведения личности, отражают, помимо личностных Ц., также широкий круг социальных Ц., признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных Ц. в сознании, так и ориентация в плане сознания на Ц., не являющиеся реальными мотивами деятельности личности.
Д.А. Леонтьев
Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.