Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты

ЦЕННОСТЬ

Ценность - понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных подходах Ц. рассматривается как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает Ц. или является Ц.); как любой значимый предмет или предмет особого рода; как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование. Основной вопрос философского анализа проблемы Ц. заключается в понимании ее природы. В субъективном переживании ориентации на Ц. содержится некоторая двойственность: с одной стороны, она переживается субъектом как свободное проявление его индивидуальности, с другой стороны - как нечто высшее, трансцендентное индивидуальному Я, как императив, которому субъект следует в своих поступках. Абсолютизация одного из этих двух моментов присуща крайним подходам к проблеме Ц. в философии: в одном случае Ц. трактуется как чисто субъективный феномен, порождение индивидуального сознания, в другом - как особая объективно-идеальная сущность, трансцендентная материальному миру. Односторонность и кажущаяся противоречивость идеалистических трактовок природы Ц., а также утилитарно-психологической трактовки, видящей в Ц. лишь отражение потребностей субъекта, преодолеваются в социокультурном подходе к Ц. Признавая объективный и трансцендентный характер Ц. по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, социокультурный подход рассматривает Ц. как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, в том числе человечества в целом, каждая из которых выступает в этом процессе как единый совокупный субъект. Будучи порождением жизнедеятельности социума, Ц. отражают в себе ее особенности, характерные для данного социума и общие для всех его членов. Система Ц., характеризующих исторически конкретную социальную общность, представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни. Можно говорить о двух формах Ц. Во-первых, Ц. выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие Ц. могут быть как общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость) так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, Ц. предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых, мировоззренческих и т. п.). Другим основанием классификации Ц. выступает классификация социальных общностей, отражением жизнедеятельности которых они являются. Наиболее общими являются общечеловеческие Ц. Их универсальность и неизменность отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности. Вместе с дифференциацией образа жизни людей, принадлежащих к различным социальным общностям, дифференцируются и Ц., порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие его специфику. Можно говорить о системе Ц., характеризующих не только историческую эпоху, социально-экономический уклад, классовых, национальных и т. д. Ц., но также о специфических Ц. профессиональных и демографических групп (например, молодежи, пенсионеров) и других объединений людей, в том числе с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда противоречивых Ц. Социальные Ц., преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных Ц. Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных Ц., которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности, социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности. Система личностных Ц. складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных Ц., объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Этот процесс является существенной составной частью процесса социализации личности. В структуре зрелой, развитой личности Ц. выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных предметных форм Ц. Таким образом, взаимодействие личности и социальных общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных Ц. Становление системы Ц. в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными потребностями. В структуре мотивации Ц. выполняют те же функции, что и потребности, отчасти занимая их место. Процесс интериоризации социальных Ц., превращения их в личностные Ц. и вытеснения последними потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры личностных Ц. Как нормальное, так и девиантное развитие Ц. сферы личности происходит под опосредующим влиянием Ц. первичных малых групп, в которые индивид включен на ранних этапах развития, в первую очередь семьи. Как правило, личностные Ц. характеризуются высокой осознанностью, отражаясь в сознании в форме Ц. ориентаций. Ц. ориентации, выполняющие функцию осознанной ценностно-нормативной регуляции социального поведения личности, отражают, помимо личностных Ц., также широкий круг социальных Ц., признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных Ц. в сознании, так и ориентация в плане сознания на Ц., не являющиеся реальными мотивами деятельности личности.

Д.А. Леонтьев

Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.

Перейти к списку слов