ЮНГ
ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик. Один из основателей и лидеров международного психоаналитического движения. Создатель аналитической психологии. Образование получил в Базельском ун-те, окончив медицинский фак-т (лиценциат медицины, 1900; д-р медицины, 1902). Был избран поч. д-ром ун-та Кларка (1909), Фордхэмского (1920) и Калькуттского (1938) ун-тов; поч. д-ром наук Гарвардского (1936), Оксфордского (1938) и др. ун-тов. Профессор медицинской психологии ун-тов в Цюрихе (1933-1941) и Базеле (1944-1961). Лауреат литературной премии г. Цюриха (1932). Был избран почетным представителем Германского медицинского общества психотерапии (1930) и Президентом Международного медицинского общества психотерапии (1933). В 1948 г. в Цюрихе был открыт Институт Юнга. С 1955 г. издается "Журнал аналитической психологии". С 1958 г. действует Международная ассоциация аналитической психологии. Почетный гражданин г. Кюснахта (1960). После окончания Базельского ун-та, где специализировался по внутренним болезням и психиатрии Ю. работал в психиатрической клинике Бургхельцли (Цюрих) под руководством проф. Э. Блейера (1900-1905). С 1905 по 1909 гг. был гл. врачом этой клиники. Разработал технику свободных ассоциаций, превратив ее в один их основных методов психиатрического исследования. В 1902 защитил дис. "К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов". В 1902-1907 гг. стажировался по психологии под руководством П. Жане (Париж). В 1904 г. организовал в клинике экспериментальную лабораторию, в которой разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1903-1904 гг. совместно с коллегами (Э. Блейлером, К.А. Абрахамом, М. Эйтингоном и др.) заинтересовался психоанализом З. Фрейда. Начал практиковать психоаналитическую терапию. Первой психоаналитической пациенткой Ю. была С.Н. Шпильрейн, впоследствии ставшая видным психоаналитиком. В 1905-1913 гг. Ю. - приват-доцент медицинского факультета Цюрихского ун-та. В 1906 г. перешел на позиции психоанализа. В 1907 г. познакомился с З. Фрейдом и основал общество З. Фрейда в Цюрихе. В 1908 г. участвовал в работе 1-го Международного психоаналитического конгресса в Зальцбурге. С 1909 г. в течение пятилет был редактором "Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований", издававшегося Э. Блейлером и З. Фрейдом. В 1909 по приглашению С. Холла совместно с З. Фрейдом и др. посетил США, где читал психоаналитически ориентированные лекции по ассоциативной диагностике и конфликтам детской души в ун-те Кларка (Вустер, близ Бостона). Вместе с З. Фрейдом был удостоен почетного титула "доктора обоих прав". В 1911 г. по предложению З. Фрейда был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации (МПА) и оставался на этом посту до 1914 г. Активно разрабатывал собственные версии исследуемых проблем. Еще в начале века создал метод ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение расценивалось как "индикатор комплекса", т. е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений. Ассоциативный метод был доведен им до уровня фундаментального метода психологического исследования. В 1906-1910 гг. разработал основы учения о комплексах, в т. ч. и комплексе Электры. Эти идеи использовались и развивались в учениях З. Фрейда, А. Адлера и др. В 1911 г. проявились серьезные теоретические разногласия с З. Фрейдом, особо обострившиеся после выхода книги "Метаморфозы и символы либидо" (1912), в которой Ю. отверг сексуальную интерпретацию либидо З. Фрейдом, предложил понимание либидо как психической энергии вообще, выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. В 1913 г. порвал с З. Фрейдом и интенсифицировал разработку собственных психологических воззрений, которые составили основу созданной им аналитической психологии - одного из наиболее представительных течений глубинной психологии. В работе "Структуры бессознательного" (1916) развил представление о существовании в психике человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.), среди которых центральная роль принадлежит архетипу "самости" (das Selbst) - потенциальному ядру личности. Считал, что архетипы лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т. д. В 1921 г. в книге "Психологические типы" изложил разработанную им типологию характеров, основанную на критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивной или интровертивной установке) и доминировании определенной психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Стремился подкрепить свои теоретические изыскания эмпирическими исследованиями. В этих целях совершил ряд путешествий и экспедиций, в т. ч. в 1924-1925 гг. к индейцам Пуэбло в Аризону и Нью-Мехико (США) и в 1925-1926 гг. к Элгонам (Восточная Африка) и др. Значительное внимание уделял разработке концепции личности, в т. ч. вопросам ее становления, структуры и самореализации, понимание которых частично изложил в работах "Отношение между Я и бессознательным" (1928), "Об энергетике души" (1928), "Проблемы души нашего времени" (1931) и др. Активно занимался психотерапевтической практикой. В качестве основной задачи психотерапии выдвигал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики. Опубликовал ряд книг по различным проблемам психологии: "Психология и религия" (1940), "О психологии бессознательного" (1943), "Психология и алхимия" (1944), "Психология и воспитание" (1946) и др. В качестве основного содержания психической жизни человека принимал процесс "индивидуации" - стремление личности к полному воплощению своих возможностей. Считал, что его аналитическая психология может быть понята как учение, психотерапия и своеобразный "путь освобождения" людей. Оказал влияние на становление и развитие психоанализа и др. направлений глубинной психологии, психологию, социологию, философию, эстетику и культурологию. Основные труды Ю.: "Gesammelte Werke". Bd. 1-17. Z., 1958-1976; "Memories, dreams, reflections", N.Y., 1961; "Man and his simbols", N.Y., 1964 и др. В рус. пер.: "Психоз и его содержание", СПб., 1909; "Психологические типы", М., 1924; "Избранные труды по аналитической психологии", т. 1-4., 1929-1939; "Архетип и символ", М., 1991; "Феномен духа в искусстве и науке", М., 1992; "О психологии восточных религий и философий", М., 1994; "Аналитическая психология: Прошлое и настоящее", М., 1995; "Психология переноса", М., 1997; "Психология бессознательного", М., 1998; "Работы по психиатрии. Психоанализ умственных расстройств", М., 2000; и др.
В.И. Овчаренко
История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005