Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Актуальные аспекты психологической помощи семье. Встреча 1

Актуальные аспекты психологической помощи семье. Встреча 1

Актуальные аспекты психологической помощи семье. Встреча 1

               В океане литературы по практической психологии свое важное место занимает тема психологической помощи семье. Для современного общества актуальны такие проблемы, как кризис семьи как таковой (касающийся как нашей страны, так и мира в целом), ужасающая статистика разводов в России (8 разводов на 10 браков), «демографическая яма», о которой мы слышим от специалистов разных областей, и многое другое. Всё это вызывает растущую потребность людей в психологической помощи как в индивидуальной, так и в групповой формах. В связи с этим хочу предложить уважаемым читателям цикл встреч, касающихся актуальных аспектов психологической помощи семье.

               Для начала хочется описать, казалось бы, и так всем хорошо известное – фундаментальную роль семьи в появлении, росте, развитии и становлении личности и индивидуальности человека. Все эти аспекты отчетливо проявляются при рассмотрении функций семьи. При этом возникает грандиозное «НО», связанное со знаком такого мощного воздействия – этот знак может быть, как позитивным, так и негативным.

Семьи, которые оказывают преимущественно позитивное воздействие на своих членов, назвали функциональными. Их ключевое отличие – в преобладающих для обитателей этого дома переживаниях: комфорте, тепле, безопасности. В этот дом хочется приходить, и негласный девиз его обитателей – «Хотим и можем!». 

Семьи, которые оказывают преимущественно негативное воздействие на своих членов, назвали дисфункциональными. Преобладающие переживания для членов таких семей – это дискомфорт, холод и опасность. Это дом, в который, как правило, не хочется возвращаться, а негласным девизом его обитателей может быть «Хотим, но не можем».   

              Рассмотрим основные функции семьи сразу в двух противоположных проявлениях. И функциональные семьи будем обозначать как Ф.С., а дисфункциональные как Д.С.

Эмоционально-психологическая функция семьи – обеспечение эмоционального комфорта и психологического здоровья членов семьи.

Ф.С.  -  Теплая, поддерживающая атмосфера; преобладают положительные эмоции, открытое выражение эмоций, право на свои (в том числе отличные от других) эмоции, мысли, взгляды и т.д.

Д.С. - Холодная, обвинительная атмосфера; преобладают негативные эмоции, есть эмоции, которые выражать запрещено, нет права на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., требуется эмоциональная слитность.

Экономическо-бытовая функция – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья.

Ф.С.  -  Равномерное распределение обязанностей, их имеют все работоспособные, достаточный доход семьи, санитария.

Д.С. - Неравномерное распределение обязанностей, их имеют не все работоспособные, недостаточный доход семьи, антисанитария, нет договоренностей (диктат либо догадки).

Воспитательная функция – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание новых членов семьи.

Ф.С.  -  Здоровая сексуально-эротическая атмосфера в семье (родители при детях могут обняться, поцеловаться, детей вовремя информируют о том, откуда берутся дети и т.д.); воспитание меняется в соответствии с потребностями возраста ребенка; здоровые примеры для подражания; гармоничное сочетание контроля и заботы.                                                                                                                          

Д.С. - Нездоровая сексуально-эротическая атмосфера (запреты на проявления сексуальности и на сексуальные темы либо развращенность); воспитание не соответствует возрасту (относятся либо как к слишком маленькому, либо как к слишком взрослому), деструктивные примеры для подражания (алкоголизм, проявление других форм зависимости и т.д.); нет баланса контроля и заботы: либо гиперболизированные контроль или забота, либо попустительство.

Социальная функция семьи – помогает становлению человека за пределами семьи.

Ф.С.  - Семья – открытая социальная система; поддержка в социализации (человек сам выбирает свой социальный путь, идет по нему, а семья его в меру надобности в этом поддерживает); поддержка в сложные периоды.

Д.С. - Семья – закрытая социальная система (не контактирует с другими либо ее отвергают другие); отсутствие поддержки либо выбор пути социализации за человека (к примеру, родители выбирают куда идти учиться ребенку); отсутствие поддержки в сложные периоды либо гиперопека в легкие периоды.

Духовно-ценностная функция – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей.

Ф.С.  - В семье поддерживаются семейные, культуральные и общечеловеческие ценности; преобладает любовь, равная для всех членов; право и уважение личной территории; уважение прав другого на свой свободный выбор.

Д.С. - В семье отсутствует воспитание ценностей либо ценности прививаются жестко, безальтернативно (фанатично религиозная семья, фанатично националистическая семья), культ личности кого-то из родственников в семье; преобладают неравная любовь к разным членам семьи, отсутствие любви; неуважение права другого на свой свободный выбор.

                Этот материал дает возможность проанализировать, к какому типу семьи мы скорее можем отнести как нашу родительскую семью, так и нашу личную семью, если мы ее уже создали. Достаточно часто на первых этапах развития личной семьи эти особенности совпадают. Если это нас устраивает, и в семье преобладает девиз «Хотим и можем!», отлично. Если нет, это может быть поводом задуматься и решить переходить от девиза «Хотим, но не можем» к девизу «Хотим и будем пробовать!». Для облегчения этого процесса мы продолжим наши встречи. Приглашаю вас на следующую!

             

Ирина Пономарева,

Кандидат психологических наук,

преподаватель  Института

психологического консультирования

«Новый Век», психолог-консультант

Перейти к списку статей

Смотрите также
О травме простыми словами. Что такое психическая травма?
Я бы хотела немного развеять пугающий ореол вокруг темы «психотравмы», и поговорить о том, что происходит с человеком при этих непростых моментах его жизни. И как можно действительно прожить и интегрировать этот опыт, а не просто выжить в нем. Для этого запланирована серия заметок «О психической травме простыми словами».
Почему границы так важны в нашей жизни?
Одна из актуальных и широко обсуждаемых тем последнего времени – психологические границы. Предлагаю  поговорить о том, что это такое  и почему границы так важны в нашей жизни. Возможно, многие из вас сталкивались с ситуациями, когда чувствовали себя некомфортно или подавленно из-за действий других людей. Или, наоборот, замечали, что часто соглашаетесь на что-то, что вам совсем не хочется делать. Всё это напрямую связано с нашими психологическими границами