Чувство стыда

Чувство стыда - сложное и сильное эмоциональное переживание. Как правило, характеристики проявления этого чувства связывают с ощущением дискомфорта, переживанием собственной «плохости», недостойности. В народе говорят - «сгореть со стыда», «провалиться сквозь землю». Физически человек в этот момент чувствует, как кровь приливает к щекам или, наоборот, отливает от лица, тело вялое, тяжелое или нет ощущений, плечи опущены, глаза отводятся. Телесные проявления стыда иллюстрируют то, что нам хочется сделать, когда мы переживаем эту эмоцию — отвернуться, спрятаться, скрыться. И это - очень ярко ощущаемые переживания. Юнгианский аналитик М.Якоби обращает внимание на то, что желание скрыть свой стыд (как и сам факт, что человек стыдится) является универсальной человеческой характеристикой.
Стыд — это осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации или при исполнении некоего задания, сопровождаемое негативным переживанием, — огорчением, беспокойством или тревогой. Пристыженный человек чувствует, что разоблачен, и все знают, что он не в состоянии справиться со случившимся. При охваченности стыдом все сознание человека сфокусировано на ситуации, в котором он оказался. Ему кажется, что все то, что он скрывал от посторонних глаз, внезапно оказалось выставленным на всеобщее обозрение. Зачастую в связи с этим человек встает в оборонительную позицию. Таким образом, не пережитый стыд, которым «охвачен» человек, часто может оказаться запускающим сильные эмоциональные реакции. Так, мать, которая испытала стыд, может тут же гневно напасть на своего ребенка, даже не очень понимая, что это вдруг в ней произошло.
Исследователи, в том числе К. Изард, отмечают также и позитивную функцию стыда, а именно в коррекции поведения индивида с учетом норм и правил, принятых в социуме. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей. Таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия.
Марио Якоби в своей книге “Стыд и истоки самоуважения” связывал стыд с самооценкой, называя одну из причин возникновения стыда недостаток самоуважения, которое в свою очередь, формируется в раннем детстве. “Большинство травматических событий, связанных с переживанием стыда, обычно случается в детстве, и часто привкус горечи от таких эмоциональных ран преследует человека всю его оставшуюся жизнь”. Стыд присущ внутренне всем человеческим существам, Якоби называл его архетипических переживанием. Тем не менее он говорил о том, что “каждый индивидуум имеет уникальную историю формирования стыда”.
Существует множество различных методов работы со стыдом. Деформирующий̆ личность стыд впервые возникает в присутствии другого. Ребенок интроецирует ситуацию своего несоответствия требованиям и отвержение его целиком в этой̆ ситуации. Позже он уже проделывает это сам, часто проецируя этот паттерн на новые ситуации и людей̆. Работа со стыдом возможна в присутствии и принятии другого человека, где происходит замещение старого опыта новым. Терапевтическое принятие позволяет интроецировать, а потом и интернализовать принимающий внутренний объект.
Якоби пишет: “Кто устанавливает стандарт, по которому я меряю свое достоинство или его отсутствие? Когда кто-то испытывает чувство неполноценности, он принимает этот стандарт безоговорочно, как указание неоспоримого знатока. Но, по-моему, этот эксперт сам нуждается в изучении; неоспоримые стандарты обычно являются следствием отношений, интернализованных в детстве. Одной из задач психотерапии является переоценка этого одобряющего/осуждающего авторитета”.
“Анализ должен исследовать причины эмоций, включенных в паттерны взаимодействия, через раскапывание воспоминаний, сновидений, фантазий, тревог и связанного с ним чувства стыда. Именно этот необходимый реконструктивный аспект анализа провоцирует повторное эмоциональное проживание старых конфликтов и ран. Однако оно отличается от простого буквального повторения, так как происходит в терапевтическом окружении, в котором эмпатическое понимание способно нейтрализовать старые еще заразные инфекции”
Использованная литература:
Якоби. М. Стыд и истоки самоуважения. - М.: Молодая гвардия, 2001.
Лилия Гончарова,
куратор Института
психологического консультирования
«Новый Век», психолог-консультант

