Размышления о фильме «Дон Жуан де Марко»

Фильм "Дон Жуан де Марко" 1995 года, режиссера Джереми Левина - романтическая мелодрама о взаимоотношениях пожилого, уходящего на пенсию врача-психиатра (Марлон Брандо) и его молодого пациента, который искренне считает себя Дон Жуаном (Джонни Депп).
Немного о комплексе Дон Жуана. Имя литературного героя Дон Жуана давно стало нарицательным — оно обозначает вечно влюбленного мужчину, ненасытного обольстителя женщин, не склонного к верности и постоянству. Его образ окутан ореолом загадочности и романтики. Женщины, попавшие под его невероятное обаяние, видят в нем свой идеализированный образ мужчины. Такой тип поведения мужчины обусловлен глубокой нарциссической травмой. Чаще всего их матери были холодными, непроницаемыми и отвергающими. Будучи взрослыми, такие мужчины сомневаются в своей привлекательности для женщин, и, соблазняя женщину они в очередной раз символически завоевывают собственную мать, а затем оставляя женщину – мстят матери за отвержение. В отличие от Казановы, Дон Жуаны являются женоненавистниками. Они мечтают о близости, но к настоящей близости не способны, так как у них нет способности искренне интересоваться партнером. У них нет понятия «мы», «пара», есть только «я», так как «мы» — это что-то опасное и причиняющее боль. Их сексуальная активность направлена на преодоление чувства неполноценности посредством доказательства эротических успехов и обретение власти, что отсылает к инфантильной сексуальности. Власть является защитой от тревоги, которая оказалась связанной с сексуальными устремлениями инфантильного периода.
Вернемся к фильму. Главный герой убежден в том, что он величайший любовник на земле. Он ходит по улицам американского города в костюме и маске, представляется Дон Жуаном и соблазняет женщин. По его словам, в свои 20 лет он любил более 1000 женщин. Получив отказ от своей возлюбленной Донны Анны, герой решает покончить жизнь самоубийством. Он забирается на высокий рекламный щит и готов свести счеты с жизнью. К нему поднимается доктор Джек Миклер, врач-психиатр, который поддерживает его фантазийную игру, и становится частью этой фантазии, представляясь дядюшкой Доном Хуаном де Сильва. Молодой человек спускается с доктором вниз и оказывается в психиатрической клинике. У доктора Миклера есть 10 дней на работу с этим пациентом, так как потом он выходит на пенсию. Доктор должен сделать заключение для медицинской комиссии о диагнозе пациента и ответить на вопрос, оставлять ли пациента в клинике для лечения или отпустить его.
Далее в фильме показана работа доктора Миклера с молодым человеком, а точнее их взаимоотношения. В итоге изменения происходят не у пациента, а у доктора. Достаточно часто можно наблюдать, что пациенты (клиенты) приходят не случайно, и их истории и внутренняя динамика, отражают неразрешенные внутренние или внешние проблемы психотерапевта. И в фильме доктор Миклер, достаточно уставший, потерявший радость жизни, чувствующий приближение старости, встречает молодого романтичного, любвеобильного молодого человека, в котором видит давно забытую часть своей личности, молодую версию себя, ту жизнелюбивую и романтичную часть себя, энергии которой ему очень не хватает в жизни и в отношениях с женой. В процессе сессий терапевт периодически поощряет фантазии пациента, чтобы проникнуть в его внутренний мир. При этом вопрос остается открытым, являются ли эти фантазии бредом. То, как завершается терапия и как Дон Жуан рассуждает о восприятии мира - «Вы можете быть психиатром, а можете быть Доном Хуаном де Сильвой» - указывает на то, что молодой человек осознает реальность, но выбирает фантазию, которая является защитой от травмирующей реальности - измены матери и последовавшей за этим гибелью в автокатастрофе отца. Бабушка главного героя рассказывает врачу реальную историю жизни внука, а мать поддерживает фантазийный мир, в котором он создал альтернативную идентичность – легендарного Дон Жуана. Эта фантазия является защитой и способом ухода от невыносимой реальности, полной разочарования и одиночества. В своей реальности герой видит маму любящей и верной отцу, а также теплой по отношению к сыну. В этой реальности отец погибает на дуэли, защищая честь своей жены, которую оклеветали, а сам герой убивает на дуэли убийцу отца. Также Джонни создает образ героя, обладающего магической способностью находить истинную любовь в каждой женщине и рассказывает врачу, как он любил 1500 женщин в гареме султана, включая жену султана. Таким образом в фильме показаны механизмы психологической защиты и компенсации, которые используются для преодоления внутренней пустоты и неудовлетворенности.
Перед медицинской комиссией главный герой предстает в обычном виде и, отвечая на вопросы врачей, демонстрирует здоровый контакт с реальностью. Его выписывают из клиники.
Очень чувственное описание женщин, их тела, их удовольствия, и эротических сцен, а также вопросы, которые главный герой в одной из сцен задает себе и терапевту: «Что свято? Из чего состоит дух? Ради чего стоит жить? Ради чего стоит умереть?» находят глубокий отклик в душе терапевта. Отношения, сложившиеся между пациентом и врачом, помогают не столько пациенту, сколько доктору вернуть в свою семейную жизнь утраченную свежесть чувств, способность мечтать и романтику. «Он неизлечимо болен романтизмом. И похоже, это заразно!" – вот «диагноз», который ставит доктор своему пациенту в конце фильма. Финальная сцена фильма красиво и точно отражает это высказывание.
Анна Кострова,
преподаватель Института
психологического консультирования
«Новый Век», психолог-консультант

