Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты

Эволюция понятия «эмоциональные потребности» в психологии: от Фрейда до наших дней

Эволюция понятия «эмоциональные потребности» в психологии: от Фрейда до наших дней

Сего

Сегодня мы часто слышим о том, насколько важно удовлетворять эмоциональные потребности. Многие говорят, что это ключ к счастью и гармонии. Однако, несмотря на популярность этой темы, понятие эмоциональных потребностей все еще вызывает много вопросов и недопонимания. В этой статье хотелось бы пролить свет на то, как развивалась идея эмоциональных потребностей в психологии, начиная с работ Зигмунда Фрейда и заканчивая современными теориями, такими как схема-терапия Джеффри Янга.

 

1. Зигмунд Фрейд и концепция либидо

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, впервые обратился к эмоциональным потребностям через призму бессознательных влечений. Центральным понятием в его теории стал либидо — психическая энергия, направленная на удовлетворение сексуальных и агрессивных импульсов. Фрейд считал, что эти импульсы являются основными двигателями человеческого поведения и играют значительную роль в формировании личности.

Фрейд писал: «Либидо — это та энергия, которая толкает нас к удовлетворению наших инстинктов» («Три очерка по теории сексуальности»). Таким образом, он рассматривал эмоциональные потребности как выражение внутренней динамики бессознательных влечений.

 

2. Альфред Адлер и индивидуальные потребности

Альфред Адлер, один из учеников Фрейда, отошел от чисто биологического подхода и сконцентрировал внимание на индивидуальных потребностях, таких как стремление к самоутверждению и компенсация чувства неполноценности. Адлер считал, что стремление к превосходству и уверенность в собственных силах играют важную роль в формировании личности.

Адлер утверждал: «Каждый человек стремится преодолеть своё чувство неполноценности и достичь превосходства, и именно это стремление определяет его поведение» («Понимание человеческой природы»). Это свидетельствует о значимости психологических факторов в развитии эмоциональных потребностей.

 

3. Абрахам Маслоу и иерархия потребностей

Абрахам Маслоу, представитель гуманистической психологии, предложил модель иерархии потребностей, которая стала, наверное, одной из самых известных в психологии. В своей работе «Мотивация и личность» Маслоу разделил потребности на пять уровней: физиологические, безопасность, принадлежность и любовь, уважение и самореализация. Маслоу подчеркнул, что удовлетворение базовых эмоциональных потребностей, таких как принадлежность и любовь, является необходимым условием для достижения высших уровней развития личности.

 

4. Карен Хорни и социально-культурные факторы

Карен Хорни, немецко-американский психоаналитик, внесла значительный вклад в понимание эмоциональных потребностей, акцентируя внимание на социально-культурных факторах. Хорни считала, что эмоции и потребности формируются в результате взаимодействия индивида с окружающей средой, особенно в семье и обществе. Ее идеи о невротических потребностях подчеркивали важность эмоциональной безопасности и защиты от враждебного мира.

 

5. Мелани Кляйн и объектные отношения

Мелани Кляйн, австрийский психоаналитик, разработала теорию объектных отношений, которая сосредоточилась на взаимодействии младенца с его первичной фигурой ухода (обычно матерью). Кляйн подчеркнула важность ранних эмоциональных переживаний и фантазий в формировании личности. Ее работы показывают, как детские эмоциональные потребности могут влиять на последующие отношения и психологическое здоровье.

Кляйн отмечала: «Ранние эмоциональные переживания младенца с объектом ухода создают основу для его последующих объектных отношений» («Зависть и благодарность»). Это подчеркивает значимость эмоциональных взаимодействий в раннем детстве.

 

6. Дональд Винникотт и концепция «достаточно хорошей матери»

Дональд Винникотт, британский педиатр и детский психоаналитик, предложил концепцию «достаточно хорошей матери», которая описывает важность адекватной материнской заботы для эмоционального развития ребенка. Винникотт считал, что мать должна быть достаточно чувствительной к потребностям ребенка, обеспечивая ему необходимую поддержку и безопасность.

 

7. Джон Боулби и теория привязанности

Джон Боулби, британский психиатр и психоаналитик, в своих работах сосредоточился на роли эмоциональных связей в детском развитии. Он разработал теорию привязанности, которая подчеркивает важность ранних отношений между ребенком и матерью для формирования здорового эмоционального фона. Согласно Боулби, потребность в безопасной привязанности является основой для успешного эмоционального развития.

Боулби утверждал: «Основной постулат этой теории заключается в том, что человек рождается с потребностью в любви и привязанности» («Привязанность и утрата»). Это означает, что эмоциональные потребности начинают формироваться еще в раннем детстве и оказывают длительное воздействие на всю последующую жизнь.

 

8. Джеффри Янг и схема-терапия

Джеффри Янг, создатель схема-терапии, рассматривает эмоциональные потребности как основу для формирования устойчивых убеждений и моделей поведения. Янг выделяет пять ключевых эмоциональных потребностей, которые играют важную роль в развитии личности: потребность в надежной привязанности, потребность в автономии, потребность в реалистичных границах, потребность выражать свои чувства, потребность в спонтанности и игре.

 

Итак, развитие представлений об эмоциональных потребностях в психологии шло от понимания их как проявлений бессознательных влечений (Фрейд) до рассмотрения их как результата взаимодействия с социальной средой (Хорни, Кляйн) и динамического процесса (Криттенден). Современные теории, такие как схема-терапия Янга, продолжают исследовать, как эмоциональные потребности влияют на личностное развитие и межличностные отношения. Понимание этих потребностей позволяет глубже проникнуть в суть человеческого поведения и предложить эффективные стратегии для улучшения эмоционального здоровья и благополучия.

 

 

 

Диляра Давлетбаева,

преподаватель  Института

психологического консультирования

«Новый Век», психолог-консультант

Перейти к списку статей

Смотрите также
Теория привязанности: Основные идеи. Поведение привязанности
Теория привязанности, разработанная Джоном Боулби, утверждает, что младенцы имеют врожденную психобиологическую потребность формировать крепкие эмоциональные связи со значимыми другими - объектами привязанности. Желание такой связи занимает первое место в иерархии целей и потребностей человека. Наиболее остро младенец нуждается в эмоциональной связи с объектом привязанности в ситуациях угрозы безопасности, боли, тревоги, неопределенности. В ситуациях случившегося или предполагаемого отделения от матери. В ответ запускается поведение привязанности как врожденная и инстинктивная реакция.
Тихий кризис: как депрессия захватывает руководителей, и что с этим делать
Депрессия — это не просто плохое настроение, а сложное состояние, которое может полностью изменить жизнь человека. Особенно уязвимы к этому состоянию руководители, чья работа связана с постоянным стрессом, высокой ответственностью и необходимостью принимать сложные решения. Но как отличить временную усталость от настоящей депрессии? И почему руководители так часто становятся ее жертвами? Давайте разберемся.