Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Гормоны бушуют, эмоции зашкаливают, мир кажется несправедливым, а взрослые — «совсем не понимают»

Гормоны бушуют, эмоции зашкаливают, мир кажется несправедливым, а взрослые — «совсем не понимают»

Гормоны бушуют, эмоции зашкаливают, мир кажется несправедливым, а взрослые — «совсем не понимают»

Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Гормоны бушуют, эмоции зашкаливают, мир кажется несправедливым, а взрослые — «совсем не понимают». В этот период человек уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, и эта промежуточность создаёт внутренний конфликт. Как пережить этот период с минимальными потерями? Как родителям помочь подростку, а самому подростку — понять себя?

 Давайте разберёмся.

С точки зрения психологии и нейробиологии, подростковый возраст (примерно 12–18 лет) — время масштабной перестройки мозга и тела.

Гормональная революция — всплеск тестостерона, эстрогена и кортизола делает эмоции неустойчивыми.
Социальное самоопределение — подросток ищет своё место среди сверстников, экспериментирует с ролями.
Когнитивный диссонанс — мозг ещё не созрел для долгосрочного планирования, но уже требует независимости.

Этот «коктейль» приводит к резким перепадам настроения, конфликтам с родителями, рискованному поведению и чувству одиночества

Подростковый возраст — испытание не только для самого ребёнка, но и для его родителей. Вчера ещё ласковый и открытый, сегодня подросток хлопает дверью, огрызается и заявляет: «Отстаньте от меня!». Как в этой ситуации сохранить доверие и помочь ему пережить этот период? Разберём ключевые стратегии.

 

  1. Слушайте без оценок и нотаций

Проблема: Подростки часто жалуются, что родители их «не понимают», а на самом деле — просто не слышат. В ответ на откровения сразу дают советы, критикуют или обесценивают переживания.

Что делать?

Применяйте активное слушание:

Кивайте, поддерживайте зрительный контакт.

  • Повторяйте его слова: «Ты злишься, потому что учитель был несправедлив?»
  • Избегайте фраз: «Ерунда, само пройдёт» или «А я в твои годы…»

 

Задавайте открытые вопросы:

  • «Что ты чувствуешь по этому поводу?»
  • «Как бы ты хотел(а) решить эту ситуацию?»

Пример:
Вместо: «Опять поссорился с друзьями? Ну сколько можно!»
Скажите: «Похоже, тебя это сильно задело. Хочешь рассказать?»

 

2. Давайте свободу, но с чёткими границами

Проблема: Подросток требует независимости, но ещё не готов к полной ответственности. Жёсткие запреты приводят к бунту, а вседозволенность — к опасным последствиям.

Что делать?

Обсуждайте правила вместе:

  • «Давай решим, какой комендантский час тебе комфортен?»
  • «Ты хочешь красить волосы? Хорошо, но давай выберем временный вариант»

Заключайте «договоры»:

  • «Ты можешь гулять до 22:00, но если задерживаешься — обязательно пишешь»

 

3. Будьте примером в управлении эмоциями

Проблема: Родители требуют от подростка «не психуй», но сами срываются на крик при первом же конфликте.

Что делать?

Показывайте здоровые способы справляться со стрессом:

  • «Я сейчас злюсь, поэтому выйду на 5 минут подышать»
  • «Сегодня был тяжёлый день. Пойду в душ, чтобы прийти в себя»

Признавайте свои ошибки:

  • «Прости, что накричал(а). Я был(а) не прав(а)»

Эффект: Подросток учится, что эмоции — это нормально, но ими можно управлять.

 

4.Не принимайте бунт на свой счёт

Проблема: Родители воспринимают грубость или холодность подростка как личное отвержение.

Правда: Это этап сепарации — естественный процесс отделения от родителей.

Как реагировать?


Не отвечайте агрессией на агрессию:

  • Вместо: «Как ты со мной разговариваешь?!»
  • Скажите: «Вижу, ты злишься. Давай обсудим это, когда остынем»

Напоминайте о поддержке:

  • «Даже если мы спорим, я всё равно люблю тебя»

5.Предлагайте посощь ненавязчиво

Проблема: Подростки часто отвергают прямые предложения помощи («Тебе нужен психолог?»), воспринимая это как намёк на свою «ненормальность».

Как помочь?

Используйте «я-сообщения»:

  • «Я переживаю, что ты стал(а) грустным(ой). Могу чем-то помочь?»
  • «Если захочешь поговорить — я здесь»

Предложите альтернативы:

  • «В школе есть психолог. Хочешь сходить анонимно?»
  • «Есть классный подкаст о тревоге. Скинуть тебе?»

Главное правило: баланс между близостью и свободой

Подростку нужны две вещи одновременно:

  1. Чувство защищённости(«Родители меня поддержат»).
  2. Право на автономию («Я сам(а) принимаю решения»).

Идеальная позиция родителя:

«Я рядом, если понадоблюсь, но уважаю твои границы».

Подростковый кризис — как шторм: кажется, что он никогда не закончится, но за ним всегда наступает штиль. Главное — помнить, что это не «трудный возраст», а важная трансформация. И если пройти её осознанно, на выходе можно стать сильнее, мудрее и лучше понять себя.

 

Институт психологического

консультирования «Новый Век»

Перейти к списку статей

Смотрите также
Немного о структурной гипотезе, Фрейде и важности его вклада в современный психоанализ
Данная статья является кратким обзором публикации Р.Корради и структурной гипотезы Фрейда.
Зачем психологу нужна этика — и почему не стоит брать в терапию знакомых, родственников и «по-дружески»
Иногда кажется: ну что такого, если я возьму на терапию знакомую? Или поработаю с подругой подешевле, по бартеру, или с тем, с кем нас свела жизнь? Мы же взрослые, умеем разделять роли. Мы же профессионалы, в конце концов. И я так думала. Пока не начала разбирать свой собственный терапевтический путь, и не увидела, как именно нарушения этики бьют не по «рамке», а по сути терапии.