Актуальные аспекты психологической помощи семье. Встреча 2
Продолжая наше знакомство с важными аспектами, влияющими на взаимоотношения в семье, хочется остановиться на следующем парадоксе. Достаточно часто в начале первой семейной встречи каждый из супругов так озвучивает свой запрос: «Я хочу, чтобы вы, как специалист, разъяснили моему супругу (супруге), что все мыслящие, просвещенные люди относятся к конфликтному для нас вопросу также, как и я. И что он (она) не прав (не права)!». С удивлением и порой с возмущением супруги недоумевают, как только возможно думать и считать по-другому!? Но эти противоречия имеют глубокие корни и различные причины. Рассмотрим некоторые из них.
Одна из наиболее значимых причин состоит в том, что в природе, для поддержания стабильности и непрерывности различных форм жизни на нашей планете, поведенческая информация внутри вида носит безусловно- и условно-рефлекторный характер. То есть представляет собой как форму жестких наследственных, так и более мягких, прижизненных, имеющих свою зону возможного изменения, поведенческих программ. И, несмотря на то, что человек по мере своего развития может становиться все более осознанным, гуманным существом, он дуален, то есть объединяет в себе как социальную, так и биологическую составляющие. А, следовательно, и на него распространяются программы поведения, переданные ребенку в процессе его воспитания и обучения прежде всего родителями или заменяющими их лицами.
С целью облегчения процесса социализации, то есть передачи ребенку необходимого опыта для эффективного взаимодействия с окружающим миром, в природе существуют такие механизмы как «заражение», «подражание» и «внушение». Благодаря им ребенок усваивает не только модели поведения родителей, но и установки, взгляды, ценности и отношения. Таким образом, программы включают в том числе определенные модели устоев семьи: жизненные принципы, ценности, отношения к различным аспектам жизни (к себе, семье, работе, учебе, окружающим и пр.) и многое, многое другое. Когда задумываешься и вникаешь в этот перечень программных аспектов – захватывает дух! И от этой ответственности – служить живым примером фактически для следующих поколений своей семьи, о которой многие даже не подозревали (а некоторые и не собираются подозревать), могут проявиться самые противоречивые чувства, охватывающие всю их палитру. Особенность программ, усваиваемых ребенком, в том, что они передаются не в автоматическом, безэмоциональном режиме, а сопровождаются яркими чувствами, в том числе чувством любви к своим родителям. Это усиливает стойкость существующих родительских программ, даже если некоторые их действия вызывали сильные негативные переживания у ребенка.
Так у человека в детстве складываются в том числе модели поведения «настоящего мужчины» (папы) и «настоящей женщины» (мамы), которые он или она «генерализируют», распространяют на норму в нашем обществе. А так как супруги могут принадлежать к семьям с разными моделями, многим хочется «исправить» отличающуюся от «нормы» модель партнера. Для разрешения данного конфликта можно использовать метафору дома, представив устои каждой из семей в виде отдельного здания. Вне сомнений, для каждого из супругов по-своему ценен и дорог свой прежний дом, но задачей новой семьи является строительство общего дома. А так как клонировать два разных здания и получить одно, удобоваримое – невозможно, приходится создавать новое, с учетом мнения каждого из участников этого строительства. Учет мнения партнера возможен при условиях взаимного уважения, любви и желания выстроить гармоничный дом. И этап осознания и договоренностей о фундаменте данного дома, как об основных нормах, принципах и перспективах совместной жизни, может стать важным, объединяющим супругов процессом.
Более подробно с противоречиями во взглядах супругов на роли мужчины и женщины в семье мы познакомимся на следующей встрече. Ждем вас!
Ирина Пономарева,
Кандидат психологических наук,
преподаватель Института
психологического консультирования
«Новый Век», психолог-консультант

