Личностный тренер как способ продвижения тренинга
Личностный тренер как способ продвижения тренинга
Автор: Надежда Носикова
Когда некомпетентность становится осознанной, а потребность в компетентности высока - мы начинаем учиться. Мы готовы учиться у тех, кому доверяем. Что же способствует доверию в обучении, а что, наоборот, вызывает недоверие?
Если способы обучения традиционны (лекции, семинары, чтение литературы и т. д.), то и особенности "учителя", вызывающие доверие, традиционны:
1. Звания, регалии, статьи, известность в профессиональном мире.
2. Знания, конкретные примеры из личной практики, примеры из авторитетных источников.
3. Личное обаяние: искренний интерес к рассматриваемой теме, индивидуальная манера подачи материала, выраженная в интонации или стилистике, мимике или примечаниях и т. д.
Совсем другие качества вызывают доверие при таких формах обучения как тренинг или консультация. Здесь целью, как правило, является расширение поведенческого репертуара, осознание возможности что-то делать по-новому, более успешным образом.
Личность
Тренеру, конечно же, тоже необходимо очень много знать, но гораздо необходимее УМЕТЬ, а еще важнее сделать так, чтобы эти умения были еще кем-то восприняты, переработаны и приобретены.
Всем совершенно ясно, что для обучения уверенному поведению, поведение тренера должно быть достаточно уверенным, для обучения успешным продажам тренеры и консультанты должны быть сами успешны в этой сфере и так далее. Но не все так просто.
Само слово "тренер" пришло к нам из спорта, и мы знаем, что не каждый чемпион в своем виде спорта способен в дальнейшем стать успешным тренером, и, наоборот, спортсмены, не достигшие высоких личных результатов, переходя на тренерскую работу, порой воспитывают целую плеяду олимпийских чемпионов. В чем же секрет?
Как стать не только человеком, который учит, но и человеком, у которого учатся и добиваются результатов?
Конечно же, здесь есть и знания, и высокий профессионализм, и виртуозное владение методиками, но все же есть еще нечто, что мы и называем Личностью. Инструментом работы и тренера, и консультанта является, прежде всего, собственная Личность. И от того, как этот инструмент организован и настроен, зависит успех работы.
Главным условием доверия здесь будет являться тождественность Личности тренера или консультанта самой себе. А для этого требуются качества, не образующиеся путем поведенческих наработок, а проявляющиеся только через глубинную психологическую работу, через серьезное осознание собственных мыслей, чувств, ощущений. Участник тренинга или клиент безошибочно чувствует разницу между искренней заинтересованностью и "коммуникативными навыками", между спокойным, уравновешенным состоянием и "маской невозмутимости". Поэтому любому консультанту или тренеру, в первую очередь, необходимо разобраться со своей личной проблематикой, чтобы она не вставала на пути профессиональной деятельности, иначе достаточно часто будут появляться и "тяжелые клиенты" и "трудные группы".
Надежда НОСИКОВА,
исполнительный директор Регионального представительства Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги "Новый век