Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Немного о структурной гипотезе, Фрейде и важности его вклада в современный психоанализ

Немного о структурной гипотезе, Фрейде и важности его вклада в современный психоанализ

Немного о структурной гипотезе, Фрейде и важности его вклада в современный психоанализ

Не так давно мне попалась публикация Р.Корради (2023), доктора медицины, невролога, психиатра, размышляющего о вкладе базовых психоаналитических концепций в развитие психодинамической психиатрии и психотерапии, а именно речь шла о структурной гипотезе Фрейда.

В психоаналитическом направлении у нас действительно есть огромный массив знаний о норме и патологии, при этом все знания так или иначе опираются на фундаментальные концепции, универсальные при работе с пациентами и по сей день.

Данная статья является кратким обзором публикации Р.Корради и структурной гипотезы Фрейда.

Итак, давайте разберемся, что же представляет из себя эта психоаналитическая концепция - структурная гипотеза Фрейда. Это третья модель Фрейда, пришедшая на смену топографической модели, представлена в его работе «Я и ОНО» (1923 г).

Эта концепция связана с разделением психики на Эго, Супер-Эго и Ид; обеспечивает теоретическую основу для понимания клинических особенностей как невротических, так и личностных расстройств и лежит в основе психодинамической психотерапии.

Эта концепция, а также более поздняя концепция эго-психологии (Хартман, Раппопорт) легли в основу структурного анализа, который помогает нам в начале работы с пациентом определить его структуру (невротическая, пограничная, психотическая) и построить стратегии и тактики работы. 

Структурная гипотеза — один из важнейших вкладов Фрейда в понимании психической жизни.

Несмотря на ярлык «структурный», эта концепция относится не к психическим «структурам», а к психическим «процессам», функциям ума. Разум, или психический аппарат, концептуализируется как состоящий из функциональных единиц, называемых Ид, Эго и Супер-Эго (ОНО, Я, Сверх-Я).

Эти термины относятся к тесно связанным динамическим процессам, охватывающим потребности и желания человека, способы удовлетворения этих потребностей и желаний, а также внутреннюю систему ценностей, которая делает человека ответственным.

Оценка каждого из этих аспектов психического функционирования необходима для диагностической и психодинамической формулировки, на которой основана психодинамическая психотерапия.

Давайте рассмотрим эти аспекты.

Ид и его функции

Ид является хранилищем инстинктивных влечений, наиболее важными из которых, с психологической точки зрения, являются агрессивные и сексуальные влечения. (Фрейд, 1905/1953).

Аналитический термин «агрессия» не следует путать с эмоцией гнева и ее поведенческими проявлениями.

Фактически, континуум агрессии простирается от его базовой, элементарной формы чувства ярости и импульсов к нападению и разрушению к напористости, которая приводит к самореализации и социально полезной продуктивности. Управление агрессией может быть проблематичным в любой точке континуума, что отражает уровни психопатологии. (Мы помним, что у пограничной структуры личности есть сложности в сдерживании импульсов в целом и агрессивных импульсов в частности).

Другими словами, агрессия может рассматриваться как возбуждающая и побуждающая к действию сила, которая может либо растрачиваться в гневе, либо направляться в качестве мотивации на удовлетворение жизненных достижений.

В психотерапевтической же работе мы можем столкнуться с некой сложностью, превратностью, которая заключается в склонности агрессии быть обращенной внутрь и направленной против себя, а не на внешние объекты.

Например, внутренняя агрессия, которая может быть даже более интенсивной, чем ее внешняя форма из-за «карающей» совести, занимает центральное место в динамике депрессии и в понимании саморазрушительного поведения.

Что касается сексуальности, то она также, имеет диапазон выражения. Диапазон может простираться от фантазии, через анонимную сексуальную активность, через выбор партнеров, которые выступают лишь в качестве игроков в воспроизведении инфантильных сценариев (как это бывает у пограничных и нарциссических пациентов), до отношений, в которых сексуальность выражается в любви и привязанности, с эмпатическим отношением к Другому как к целостной личности (у невротиков).

Неспособность достичь и поддерживать эмпатические и взаимные любовные отношения часто является основной мотивацией для обращения за психотерапией.

По Кернбергу, способность влюбляться и поддерживать стабильные романтические отношения – это фундаментальное выражение степени зрелости объектных отношений, соответственно, чем более выражено личностное расстройство, тем более ограничены эти эмоциональные способности.

Подробнее про сексуальность и зрелые любовные отношения, а также про патологию у разных структур можно прочитать в работе О. Кернберга «Неразделимая природа любви и агрессии».

Но мы с вами вернемся к нашим психическим структурам.

Ид - бессознательно, то есть находится вне сознания и, следовательно, не связано законами логики или реальности (Мы также помним, что в Ид нет логических законов мышления, противоположные импульсы существуют одномоментно, течения времени тоже нет, а есть фантазии, желания, иррациональные страхи).

Таким образом, инстинктивные агрессивные и либидинозные влечения не стеснены и требуют немедленной разрядки и удовлетворения. То есть Ид наполнилось энергией, но без организации, воли, структуры стремится лишь удовлетворить инстинктивные потребности и сохранить принцип удовольствия.

Характерная логика (или нелогичность) Ид аналогична мышлению дологического ребенка. Она включает в себя магическое мышление, включая убеждения в том, что мысль или желание эквивалентны поступку или что сегодняшние события могут вызвать повторение прошлых событий, а также смещения и сгущения. Получается такой первичный процесс. Обычным примером такого рода дологического мышления является сон, который является проявлением инстинктивных влечений и желаний, выраженных на магическом, символическом, сжатом «языке» Ид. Бредовое мышление также является примером дологического, магического мышления. Сам Фрейд связывал Ид с архаичным типом мышления.

Эго и его функции

Эго является посредником между инстинктивными требованиями Ид и требованиями внешнего мира или «реальности». Оно изменяет настойчивые инстинктивные требования, чтобы соответствовать общественным санкциям, моралям и обычаям, в которые оно вписано.

Незрелое, развивающееся Эго маленького ребенка часто будет отдавать предпочтение инстинктивным требованиям, чем требованиям родителей; и оно будет пытаться уйти от ответственности или избежать наказания везде, где сможет, где найдет лазейку. Думаю, любой родитель приведет миллион примеров, когда малыш саботирует поход в детский сад или всячески откладывает изучение уроков. Хотя давайте по-честному, играть намного интереснее, чем делать уроки.

В то время зрелое Эго включает в себя требования реальности, вот почему нет нужды проверять границы дозволенного. Для зрелого Эго «нельзя/нельзя сейчас» значит «нельзя» и оно будет искать другие способы удовлетворения желаемого или проявит терпение. Зрелое Эго способно выдерживать фрустрацию. При достаточной зрелости Эго его функции контроля являются автоматическими.

Обычно, когда мы используем термин Эго мы подразумеваем «Я» (англ. -self), например, как в случае с терминами эгоистический или эгоцентрический, и мы сопоставляем Эго с нашей сознательной частью, относим это к собственной личности человека. Но есть еще Эго как психическая структура, которая противостоит другим структурам.

Про «исторический» контекст изменений в понимании термина Эго, и особенности перевода с оригинального языка Фрейда, можно почитать в работе Кернберга «Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии».

Эго - как посредник между внутренними функциями психического аппарата (потребностями и желаниями Ид и стандартами и ценностями совести) и требованиями повседневного мира, в котором мы живем, - функционирует как исполнитель психики, и его эмоциональные и поведенческие выражения лежат в основе того, что обычно описывается как характер или личность.

Но Эго (в психодинамическом использовании) также включает многое, что является бессознательным, и мы это увидим, рассматривая далее функции Эго.

Основными функциями Эго является его отношение к «реальности» и способность интегрировать идентичность, то есть важно именно то, как индивиды воспринимают, интерпретируют и относятся как к себе, так и к людям и вещам во внешнем мире.

Фактически, различение между тем, что «внутри» нас и тем, что «вне» нас, является первой задачей Эго — развитием базового чувства реальности. Младенец быстро узнает, какие восприятия являются телесными ощущениями, а какие нет, узнает, где заканчивается собственное «я» и начинается внешний мир. Чувство границ своего «я» —основная функция эго.

Утрату этой самой фундаментальной функции Эго можно проиллюстрировать примером пациента-шизофреника, который воспринимает собственные мысли как голоса других. Проверка реальности относится к способности ясно и объективно видеть внешнюю реальность. Это основа здравого суждения относительно людей, отношений и событий во внешнем мире. Проверка реальности сильно нарушается в психотических состояниях, в которых восприятие и интерпретация людей и событий искажаются глубокими расстройствами мышления и восприятия.

Также важно иметь целостное представление о себе и других. Связное представление о собственном Я (устойчивая Я-концепция) в контексте более реалистичного и структурированного представления о значимых других (как целостных отдельных объектов) составляет нормальную идентичность. (Кернберг, Калигор, 2012)

Другой важной функцией Эго является способность адаптироваться в жизни: зрелое Эго может направлять инстинктивные побуждения Ид в продуктивную работу и удовлетворяющие отношения, а также адекватно справляться как с ожидаемыми, так и с чрезвычайными жизненными стрессами.

Как же Эго справляется с инстинктивными влечениями Ид, контролирует и выражает их? В этом ему помогают защитные механизмы психики. Защиты являются посредниками в достижении баланса между потребностями, желаниями и амбициями, и суровыми реалиями мира, в котором они могут быть либо удовлетворены, либо фрустированны, а также помогают сформировать навыки совладания со сложными ситуациями.

Защитные механизмы – бессознательны, что говорит о том, что кроме сознательной части Эго существует еще и значительная бессознательная область.

В психотерапевтической работе важно учитывать степень зрелости и адаптивности защит, так как это подскажет нам про нарушения функционирования Эго. Невротическая структура сможет при напряжении, стрессе использовать защиты второго порядка, основанные на вытеснении, в то время как пограничная будет расщеплять.

Помимо контроля и регулирования сексуальных и агрессивных влечений и достижения адекватной толерантности к жизненным стрессам, Эго должно соответствовать требованиям Супер-Эго (иногда Эго от этих чрезмерных требований тоже защищается).

Суперэго и его функции

Супер-Эго — это тот аспект личности, который обычно рассматривается как «совесть» (метафорически), это некая инстанция, которая обслуживает моральные и этические стандарты, управляющие нашим поведением. Супер-Эго также содержит концепцию желаемого «Я» — своего рода «идеала Эго»/ «Я-идеала», который определяет наше чувство себя, нашу самооценку, нашу самоидентификацию, то есть каким человеком мы вообще хотим быть.

Супер-Эго как центр морали может вызывать чувство вины, когда мы нарушаем его ограничения и запреты; а как «Эго-идеал» может вызывать всепроникающее и хроническое чувство неполноценности и низкой самооценки, если мы не соответствуем его ожиданиям.

Истоками Супер-Эго принято считать смоделированные и высказанные родительские предписания и запреты, которые, в общем-то, предназначаются для социализации детей.

Маленькие дети усваивают моральные и этические ценности своих родителей. Этот процесс, называемый идентификацией, является фундаментальным строительным блоком личности, как Эго, так и Супер-Эго (Корради, 2011).

Собственно, также, как и у Эго, у Супер-Эго есть свои структурные дефициты. Например, антисоциальная личность демонстрирует дефицит «моральной совести», которая позволяет грубо нарушать нормы социального поведения без вины или раскаяния.

Люди с пограничным расстройством личности тоже демонстрируют структурные дефициты как Эго, так и Супер-Эго. Обедненная идентичность и плохо интегрированное чувство Я — дефектный «Эго-идеал» — часто вызывают чувство пустоты, настолько болезненное, что просто оставаться в одиночестве долго невозможно.

Человек с нарциссическим расстройством личности является эксплуататором и лишен эмпатии, но имеет возвышенное, а не плохо интегрированное чувство себя.

В отличие от дефицита Супер-Эго, наблюдаемого при расстройствах личности, невротическое Супер-Эго часто бывает чрезмерно развитым. Люди, подверженные реактивной тревожности и депрессивным реакциям, часто слишком строги к себе; Супер-Эго как моральный центр предъявляет жесткие требования, а «эго-идеал» стремится к перфекционизму, формирует «садистические требования совершенства».

Чрезмерная добросовестность, морализаторство и перфекционизм распространены среди людей, страдающих от хронической или рецидивирующей тревожности и депрессивных состояний.

Чрезмерно развитая функция Супер-Эго (здесь речь идет о суровой, жесткой, а не дефектной совести) — является общей чертой невротической тревоги и депрессивных состояний, часто связанных с повторяющимися саморазрушительными установками и/или поведением.

Они выражаются множеством способов, начиная от преувеличенной склонности к самообвинению до «потребности» потерпеть неудачу.

Карающее или самокритичное Супер-Эго часто лежит в основе симптомов депрессии или тревоги, которые приводят людей к психотерапии. Даже у очень успешных людей может быть низкая самооценка, которая ограничивает их способность испытывать удовлетворение и влияет на достижения. Внутренний суровый контролер может существенно влиять на качество жизни и самоощущение.

Часто жесткое, карающее Cупер-Эго является «эго-синтонным», то есть пациент считает самоуничижение естественным и не считает его проблематичным; и только его проявления в форме депрессий или тревоги идентифицируются как симптомы, с которыми надо что-то сделать.

Какую бы форму оно ни принимало — чрезмерную самокритику, постоянные негативные сравнения с другими, перфекционистские требования, повторяющиеся неудачи в работе или отношениях — резко критическое самоосуждение часто не идентифицируется как нереалистичная и разрушительная сила в жизни его жертв. Следовательно, оценка функции Супер-Эго является важным компонентом психодинамической оценки. Патология этой структуры является индикатором тяжести расстройств личности и психотерапевтического прогноза.

 

Подводя итог, хочется отметить, что в клинической практике, психиатрии, психодинамической психотерапии очень важно верно сформулировать дифференциальный диагноз. Это фундамент, на котором психотерапевт строит стратегию и тактику, выбирает те или иные интервенции, делает прогноз об успехах. Эти знания специалиста помогают пациенту прийти к изменениям на симптоматическом уровне, улучшить качество жизни (что особенно важно при тяжелых патологиях).

Сегодня, на основании эмпирических исследований, продолжается развитие и пересмотр основных концепций (Кернберг, например, предложил пересмотреть теорию влечений с учетом нейробиологических основ). Но вместе с этим важно признать, что именно основные концепции психоанализа дают нам полную информацию о развитии личности, норме, патологии, по сей день не теряют своей актуальности и являются прочной основой, формирующей идентичность специалиста.

Статью Р.Корради «Психоаналитический вклад в психодинамическую психиатрию и психотерапию: структурная гипотеза Фрейда» (Psychoanalytic Contributions to Psychodynamic Psychiatry and Psychotherapy: Freud’s Structural Hypothesis, Richard B. Corradi, M.D.) полностью можно прочитать тут:

https://guilfordjournals.com/doi/pdf/10.1521/pdps.2023.51.3.254

https://pep-web.org/browse/pdpsy/volumes/51

 

Валерия Щербакова,

Институт психологического консультирования

 «Новый Век», психолог-консультант

Перейти к списку статей

Смотрите также
Человеческая память как  субъективная реконструкция прошлого
Человеческая память — это не точная запись прошлого, а его субъективная реконструкция. Каждый раз, сталкиваясь с новым опытом, мозг автоматически ищет в памяти похожие ситуации, чтобы понять, как реагировать. Если совпадений нет, возникает тревога и растерянность.
Гормоны бушуют, эмоции зашкаливают, мир кажется несправедливым, а взрослые — «совсем не понимают»
Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Гормоны бушуют, эмоции зашкаливают, мир кажется несправедливым, а взрослые — «совсем не понимают». В этот период человек уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, и эта промежуточность создаёт внутренний конфликт. Как пережить этот период с минимальными потерями? Как родителям помочь подростку, а самому подростку — понять себя?