Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Особенности групповой психотерапии людей преклонного возраста

Особенности групповой психотерапии людей преклонного возраста

Особенности групповой психотерапии людей преклонного возраста

Особенности групповой психотерапии людей преклонного возраста

С периодом старости связаны многие стереотипы и искаженные представления. Хотя для пожилого возраста характерны определенные соматические, интеллектуальные и психологические проблемы, физическое состояние и умственные способности отдельных людей в этом возрасте крайне различаются.

Поздняя взрослость охватывает четыре десятилетия жизни: от тех, кому за шестьдесят, до тех, кому за девяносто и более. Очевидно, что здоровые шестидесятилетние люди относятся к иной группе и имеют другие потребности, нежели дряхлые старики из поколения их родителей. В целом, люди на седьмом десятке по-прежнему тесно связаны с семьей и друзьями, но некоторым из них приходится сталкиваться со снижением доходов, потерей друзей и близких и утратой сил. После семидесяти лет мир социальных отношений становится уже, и к людям чаще приходят болезни. После восьмидесяти и девяноста лет люди склонны удаляться от мира, быстро дряхлеют и страдают хроническими болезнями. Нельзя утверждать, что ученые полностью понимают процесс старения. Существует множество теорий для объяснения морфо-функциональных изменений, происходящих в течение всей жизни человека. Влияние генетических факторов на процесс старения и продолжительность жизни подтверждается исследованиями монозиготных близнецов. Влияют и другие факторы: проживание в городской или сельской местности, семейное положение, избыточный вес и влияние радиации, по-видимому, также влияют на продолжительность жизни. Большинство умственных навыков не затрагивается старением. Тем не менее может уменьшаться скорость выполнения умственных и физических операций. Но эти изменения можно отнести за счет ухудшения здоровья, социальной изоляции, недостатка образования, бедности и слабости мотивации. Кроме того, в старости наблюдается некоторое нарушение вторичной (долговременной) памяти, особенно в части запоминания новой информации. Процессы научения практически не затрагиваются возрастными изменениями, так же, как и сенсорная память, первичная память и память на отдаленные события.* Итак, обратимся к опыту практической групповой работы с людьми пожилого возраста. Подобные тренинги я провожу на протяжении трех лет в "Центре дневного пребывания пенсионеров". В группе собираются от шестнадцати до двадцати человек. Работаем мы 2-2,5 часа, что обусловлено распорядком дня и состоянием здоровья участников. Трудности этой работы заключаются в следующем: · Неоднородный состав группы: возрастной - люди от пятидесяти пяти до девяноста лет; по образованию - от младшей школы до высшего; по состоянию здоровья - от нормы до инвалидности по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату. · Психологический климат каждой группы разный. Где-то дружеская атмосфера, а где-то и конфликт уже успел назреть. · Предвзятое или идеалистическое отношение к психологу и к психологической науке в целом. Продумывая темы тренингов, я поняла, что самой большой болью наших пенсионеров является, видимо следующее. В то время, когда нашим пожилым соотечественникам подошла очередь подведения итогов прожитой жизни, осмысления ее результатов и достижений, в обществе произошли революционные преобразования. Те идеалы, ради которых они жили и трудились всю жизнь, низвергнуты. Причем переворот произошел практически в одночасье, очень жестко, без попыток перенесения в новую жизнь того хорошего, что было до перестройки. Зачастую молодые обвиняют стариков: "Почему так жили?", "Почему молчали?" и т.д. Самое страшное, что раскол произошел даже в семьях. А что старики? Нет здоровья (война, лишения, лагеря…), ушли уже многие друзья, близкие, материальное положение - "притча во языцах". А вокруг кипит жизнь - чужая и непонятная. И вот пожилой человек зачастую не видит уже ничего хорошего в настоящем и будущем, ему горько за прожитые годы. Особенно это касается одиноких людей. Предложение поучаствовать в тренинге многими воспринимается настороженно: "Что за "холера" такая?". Как построить его, чтобы всем было интересно, полезно и не слишком больно? Приведу пример лишь одного такого тренинга "Обретение душевного покоя". Первая часть - разминка. Участники уже написали свое имя и прикрепили на груди. Теперь маленькое сообщение: " Назовите свое имя, что оно означает, может быть вас назвали в честь кого-то?". Вторая часть сообщения - "Река моего детства - где купались в детстве, в какие игры тогда играли" и т. д. Учитывая, что старики иногда очень словоохотливы, мы приняли правило "локаничных сообщений". А перед упражнением, я показываю локаничный пример его выполнения. В этом случае получается динамичная работа с равноправным участием всех. Сообщение о реке (озере, море, ручье) детства окунает нас в приятные воспоминания. Даже, если детство было военное, дети все равно летом купались. Лица постепенно светлеют, атмосфера становится теплой. Если есть попытки перевести разговор на политические ошибки правительства и т. д., обращаюсь к группе и спрашиваю: "Что интереснее сейчас - митинг или тренинг?". Неизменно хотят продолжения занятия. Причем, "зачинщик" политических дебатов был выслушан и услышан, поэтому участвует дальше в работе наравне со всеми. Еще одна проблема: появление слез у кого-то из пенсионеров часто пугает остальных. Они готовы поскорее успокоить плачущего словами и медикаментами. Когда такое возникает, главное найти нужный тон и слова, чтобы человек не замкнулся, а проговорил свою печаль. Чаще всего причина - потеря близких или боль за сбившихся с пути детей, внуков. Я заметила, что те люди, кто всплакнул в круге и смог рассказать о причине слез, после окончания тренинга говорят о том, что им стало легче, благодарят группу и часто приходят на индивидуальную консультацию. Вторая часть - упражнение "Добрые слова". Группу разбиваем на 2 равные части. Организуется внутренний и внешний круги лицом друг к другу. По моему сигналу (звонок колокольчика) внутренний круг говорит внешнему добрые слова (по парам). Затем смена пар (внешний круг делает шаг вправо), продолжают участники из внутреннего круга говорить слова тем, кто стоит во внешнем кругу и т. д. Затем через 3-4 человека смена ролей. Те кто молчали теперь говорят. После окончания в общем круге проговариваются чувства, с которыми участники говорили и слушали добрые слова: "О чем это упражнение для вас? Что было проще - говорить или слушать? Как вы думаете, почему?" Наша работа подходит к третьей стадии - медитации. Старики идут на эту процедуру с готовностью, а после ее окончания не все сразу выходят из расслабленного состояния. Тогда я выключаю музыку, подхожу к человеку и аккуратно возвращаю его в круг. Текст медитации может быть разный, но обязательно -успокаивающий. После возвращения, всем участникам дается возможность выбрать одну из открыток, приготовленных заранее. Затем я делю всех на "тройки" или "четверки", в которых они обсуждают следующее: "Какое чувство владело вами во время медитации? Что вспомнилось? Как связано изображение на открытке с тем, что было в медитации?" Я обхожу по очереди все группы и помогаю говорящим. Затем, возвращаемся в большой круг для обсуждения и обмена впечатлениями. Если есть еще время, делаем упражнение "Голь на выдумки хитра". Мы обмениваемся теми маленькими хитростями, которые позволяют "из ничего сделать конфетку". Это могут быть рецепты кушаний из простых продуктов, но в необычном приготовлении, способы переделки старых вещей и т. д. Это упражнение проходит всегда очень весело. Напоследок я организую дыхательные и разминочные упражнения. Мы благодарим друг друга за работу и расстаемся добрыми знакомыми. Подводя итоги, хочу отметить, что при работе с пожилыми людьми в группе желательно учитывать следующее: · Вся работа на тренинге должна проходить в позитивном ключе. Тренеру необходимо предотвращать развитие групповой динамики и ее возможных негативных проявлений - конфликтов, споров. · Обращать внимание на самочувствие всех участников на протяжении всего тренинга. · Учитывать индивидуальные особенности физического состояния, здоровья присутствующих на тренинге. Например, слабослышащим предложить сесть поближе. Тренеру при этом следует форсировать силу голоса. Даже во время медитаций необходимо говорить медленно, мягко, но достаточно громко. · Тщательно продумать организацию условий тренинга и необходимое оборудование. Важно, чтобы помещение было хорошо проветрено, имелись удобные стулья, в центре круга можно поставить цветы. Не рекомендую использовать свечи, так как это иногда вызывает настороженность у верующих людей. В заключение хочу сказать, что пожилые люди так же, как и молодые работают в группе очень по-разному. Кто-то способен к рефлексии, а кто-то даже не понимает, чувствует в данный момент. У одних в медитации приходят красочные образы, а другие ничего не видят и просто засыпают. И славно! Зато нет таких, кто бы сказал после тренинга, что потерял время или не доволен работой. Я знаю, что еще пока не многие психологи работают с пенсионерами. Может быть, эта статья подвигнет кого-то заняться подобным трудом.


*Г. Крайг "Психология развития".

Перейти к списку статей

Смотрите также
Образование и коммерция: мифы о несовместимости
Понятие "миф" толкуется справочниками, как "возникающая на ранних этапах истории своеобразия форма мировоззрения". Этот термин не является синонимом слов "ложь" или "неправда", а подразумевает лишь своеобразное видение картины мира, эдакую субъективную правду. Миф о том, что образование (как, впрочем, и медицина) - область бескорыстная, а люди, занимающиеся этим - "бессеребряники" и сподвижники более чем древний и возник "... на ранних этапах истории". Были, возможно, для этого основания.
Социально-психологический портрет студента поствузовского образования
В связи с распространением рыночных отношений в нашем обществе сложилась противоречивая социально-экономическая ситуация. С одной стороны, невостребованным оказался ряд специальностей (инженеры, научные работники и пр.), что вызвало явление безработицы и необходимость переподготовки и переквалификации широкого круга специалистов. С другой - материальное расслоение привело к появлению обеспеченных людей, имеющих средства для удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе и духовных. Эта ситуация вызвала появление в 90-х годах платных факультетов и отделений во многих ВУЗах, а также сферы негосударственных образовательных учреждений, которые достаточно гибко среагировали на создавшуюся социально-экономическую ситуацию с точки зрения образовательных программ по подготовке востребуемых обществом специалистов.