Карта психического (поле нашей жизненной Игры)
Автор - Елена Моник.
Уже много лет у меня есть стойкое чувство, что проживаем мы нашу жизнь на Поле Великой Игры, правила которой нам не очевидны и, тем не менее, они есть. Они в очень серьезной мере притягивают нас к определенным людям, занятиям, увлечениям, Темам.. они как будто требуют от нас интереса к каким-то вопросам, обуславливают включенность и задействованность в совершенно определенного сорта ситуациях..
В то же время - выключают и лишают энергии в других отношениях, где казалось бы, ничего плохого не случилось, но человек, еще недавно близкий, вдруг удаляется с орбиты твоей жизни и ты все реже о нем вспоминаешь.. Или пропадает по непонятным причинным желание «быть снаружи» - не хочется общения, как будто нет сил, иногда это еще подкрепляется неважным самочувствием для убедительности, состоянием унылости и можно осознавать что некие Силы, Правила диктуют отсоединиться от других и забраться внутрь...
Эти самые загадочные Силы в юнгианском подходе называют архетипами. И поскольку эти структуры, пронизывающие нашу психику, глубоко бессознательные, нам понимать их, включать их как осознанные обстоятельства жизни, чрезвычайно трудно. Архетипические «тропы», которые притягивают те или иные формы нашего поведения, жизненные сюжеты, определенного сорта трудности и «ловушки», повторы одних и тех же разрушительных паттернов поочередно с разными людьми - описываются и обобщаются авторами как Боги и Богини, как типичные мифологические и сказочные сценарии, как планетарные воздействия по знаку рождения, наконец - как патопсихологические синдромы.
Мне же очень хотелось в течение нескольких лет увидеть это как минималистскую четкую психологическую систему - Карту психологических координат, в рамках которой протекает наша психическая, а значит - и физическая жизнь.. Такие системы координат, безусловно, уже созданы Юнгом - векторами 4 психических функций, его схемой индивидуационного процесса, где горизонтальная составляющая: ось Персоны и Тени, а горизонтальная - контрсексуальных комплексов Анимы и Анимуса.
Поле жизни также задают Трансформационная игра, разработанная в Фейндхорне, древнеиндийская игра Лила.
Во всех приведенных системах знания и картах жизни (движения психики) есть общие моменты: это сама жизненная траектория с повторяющимися «тропами», 4-х координатное поле: верх, низ, право, лево; препятствия (падения) на пути и инсайты (взлеты); вектор направления движения - от рождения к смерти, Источник рождения (Самость), несколько уровней или слоев жизни - физический план, эмоциональный, ментальный и духовный; фактор Случая (выбрасывание кубика), символизирующий действие сил вне контроля нашего Эго и обуславливающих наше состояние и иногда требующих от нас определенных действий - Служения, Благословения, благотворительности, сострадания, Веры.
Наконец, есть некий ведущий руководящий фактор. Планида, выступающий или как ведущая психическая функция или Главный гид (Guardian) нашей Игры - Жизни. Моей целью было найти некое более четкое обобщающее представление именно о тех 4 системообразующих архетипических факторах (измерениях), которые «заинтересованы» в том или ином жизненном движении нашего Эго, периодически его захватывая и обуславливая состояние одержимости или напротив прерывая контакт, а значит, лишая Эго какого-то рода сил и способностей.
Этими координаты, похоже, выступают такие Надличностные силы:
-Архетип Духа, он же Отец, Логос, Сенекс, Маг, Царь, Анимус;
-Архетип Души, он же Любовь, Психея, Ева, Анима;
-Архетип Монарха (Королевы) своего внутреннего государства - жизни, Мать;
- Архетип Героя, он же Воин, Эрос;
Очевидно, что каждый архетип, будучи важнейшего сорта энергией, «заинтересован» в личностном воплощении, т. е. в специфической динамике Эго. Учитывая, что каждый архетип - биполярен (т.е. имеет то что мы оцениваем как «позитивное» и «негативное» преломлении) , а также в соответствии с уровнем развития Эго сознания человека, этапа его жизни, мы получаем самые разнообразные формы и слои «маскировки» влияния каждого из 4 архетипов.
Давайте рассмотрим эти влияния поочередно. Архетип Духа, он же Позитивный Анимус - конечно, проявляется таковым образом уже при высоком уровне личностного развития и характеризуется способностью удерживать парадокс противоположностей, плюралистический диспут разносторонних внутренних мнений, порождать собственное видение ситуации и смыслы, рефлексировать свои проявления (откуда, из «чего» или «кого»я реагирую), различать свои образы (фантазии, иллюзии, проекции) от реальных людей, т.е видеть вещи ясно. Это способность порождать стратегии и творческие прозрения. Это Вера в силы, больше чем собственное эго. Это сила прорваться сквозь поверхность коллективных идей и представлений к субъективному взгляду и видению вещей и перспектив.
Будучи полностью бессознательной структурой для Эго - сознания, этот архетип, являясь мощнейшей Силой, затапливает, подчиняет человека в своей воле. Это проявляется в одержимости коллективной установкой, например патриархальным мифом. И мы «заражены» идеями про то, каким должен быть мужчина (добытчиком, социально успешным, в общем, Главой семьи), про зависимую и подчиненную, терпеливую роль женщины. Или героическим мифом про жизнь как постоянное преодоление, достижения и жизнь как жертву ради других, или нынешним коллективной нарциссической установкой с нескончаемым вниманием к себе, своему телу (желательно вечно молодому), своим потребностям, сопровождаемые холодным отчуждением к другим и постоянным оцениванием их как неподходящих и в чем-то «недостаточных» для нас - прекрасных.
Тот же негативный Анимус (т.е. глубоко бессознательный и коллективно выработанный) очень часто звучит внутри нас как невыносимый Критик - себя или других, тиранит нас и других гипертребованиями и об-Винитель в том, что чего-то все время недостаточно (обесценивание себя и/или другие нас не обеспечивают, не дают нам того, чего должны). Одно из любых слов которое постоянно нашептывает нам он - это «должен!». Нам становится очень свойственна агрессивная авторитарность, происходящая именно под тотальным влиянием Универсального Разума при собственном пассивном мышлении. Постепенно растущая в человеке (Эго-сознании) потребность в освобождении от тирании негативного Анимуса, часто поначалу осознается как потребность в независимости от партнера.
Если говорить о пространственном расположении этого архетипа в поле психического, то по диагонали от него и в тесной взаимосвязи оказывается 2 архетип - Души. При инфляции нашего Эго, (т.е.) переполненного энергиями архетипа негативного Логоса, происходит перекос и мы, как правило, почти лишаемся контакта с архетипом Анимы. И если при полноценной адекватной, относительно осознанной связи с этим архетипом мы наполнены чувством близости с другими людьми, любви к себе и другим, фемининной способностью к бытию и эмпатии, сексуальности, то нарушения связи с Анимой, обнажают Архетип Пуэллы.
У нас как у маленьких Принцев и заколдованных Принцесс обнажаются большие сложности с тем, чтобы чувствовать себя хоть за что-то ответственными. Нас ведут неуправляемые эмоции и импульсивные желания. Здесь живут все зависимости, компульсии, которые заполняют внутреннюю пропасть бесчувственности. И колоссальная потребность в не-Винности (или невиновности). Выживание будет достигаться через неискренность с собой и другими и паттерны уступчивости. Наша внутренняя Принцесса находятся в заточении у могущественного и всесильного Рацио, неумолимого Судьи, выносящего свои требования и вердикты, запреты и предписания. На этой диагонали (негативный Анимус-Пуэлла) проживают все переживания, связанные с так называемым отцовским комплексом. Здесь будут все время болезненно актуальны вопросы справедливости(несправедливости), законности, порядка (беспорядка), правил.
Третий архетип – Монархический - в зрелом своем личностном проявлении — проявляет себя в интуитивной чувстве человеком своей безусловной самоценности и уверенности. Здесь есть несомненное ощущение собственного достоинства, знание своего места в пространстве жизни. Здесь живут наши ценности, собственная мораль и выработанный нравственный закон, совесть. Мы равноценным образом ощущаем, как потребность быть самой собой, так и потребность в других. За трансляцию и адекватную связь с энергией этого архетипа отвечает как наша «индивидуальная» Мать, так контакт человека с Материнским архетипом вообще. Нарушения полноценной (т.е. оптимальной) связи с архетипом являет нам Эго, отождествленное и защищающееся жестко приросшей Персоной и неотъемлемыми социальными ролями, как масками, скрывающими уязвимость и ощущение неполноценности. Тогда мы имеем дело с фемининной психической структурой, преданной патриархальному мифу: все матери - «героини» , пожертвовавшие собой ради детей, огромные отряды «Спасателей», чей взгляд неустанно альтруистически устремлен на помощь страдающим и прочих социальных ролей, лишающих человека права получать самому удовольствие (без того, чтобы быть нужным и полезным), испытывать радость и вкус жизни. Когда нет власти над собственной жизнью и собой, Эго замещает это, искажает, как неустанное желание испытывать и проверять, контролировать свою власть над другими (очень часто посредством манипулятивных благодеяний). Четвертый архетип и его влияние на личность находится в теснейшей, «диагональной» связи с третьим. Наш ощущательный, деятельный архетип внутреннего Героя, служащий эго-Монарху призван защищать наши личностные границы, проявлять свободу воли и мужество в осуществлении наших собственных решений, выборов и позиций. Он как стоит на страже нашей безопасности, так и ведет на риск. Он ведет нас к Мастерству. Если же его энергия вся захвачено «правильными» Эго-Персонами, то наш внутренний Воин в плену. Мы лишены контакта с этими энергиями и здесь разворачиваются все драмы « материнского комплекса» и сложности Пуэра.
Мы будем либо в бессильной робости, застенчивости и слабости, нерешительности ни на что, либо переполнены протестной подростковой, бунтующей энергией, истинное назначение которой- сепарация от тирании Роли «хорошего» и послушного. Пока мы не адаптировали через свое Эго сознание энергию Воина, мы будем переполнены теневыми нарциссическими чувствами зависти, ревности, жадности и бессильной злобы. Эго, расставшееся с привычными защитными Персонами, оказавшееся в Центре психического, имеющее осознанный контакт со всеми четырьмя архетипическими источниками, становится носителем Новой личной идентичности. Появляется способность ощущать и осознавать как свою самоценность, так и ничтожность, зависть, гнев, как естественные человеческие проявления, способность чувствовать и выражать свою потребность как в себе самом, так и в Другом.