Ранние воспоминания. Их отражение в нашей жизни

В данной статье я опираюсь на некоторые положения концепции Альфреда Адлера, родоначальника Индивидуальной психологии.
Ранние воспоминания - важная область исследований в психологии и нейронауках. Они представляют собой начало автобиографии, которую человек создает, и играют важную роль в формировании личности, самоидентификации и эмоциональной жизни человека. В самых ранних воспоминаниях находят выражение базисные жизненные установки человека, основные жизненные трудности и способы их преодоления, "содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения" (А.Адлер). Одним словом, в них зашифрован стиль жизни. Жизненный стиль - это те паттерны восприятия мира и поведения, которые проявляются во всех ситуациях жизни человека, обеспечивая как конструктивные формы поведения, так и психопатологические. Положительные воспоминания способствуют формированию здоровой самооценки и уверенности в себе. Негативные воспоминания, такие как травмирующие события, могут привести к развитию тревожных расстройств, депрессии и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Обычно стиль жизни складывается у ребенка приблизительно к 5 годам и характеризуется тремя параметрами:
- ранним формированием
- ошибочностью
- устойчивостью
Ранние воспоминания связаны с яркими событиями детства, такими как первые шаги, первый день в школе или значимые семейные события. Однако не все ранние воспоминания являются точными отражениями реальности. Исследования показывают, что многие люди могут "вспоминать" события, которых никогда не происходило, или искажать реальные факты. Это явление называется ложными воспоминаниями. Но то, что было придумано или искажено, является психической реальностью и влияет на нашу жизнь так же, как и реальные события.
С самого раннего детства ребенок пытается делать выводы о том, что такое этот мир и каковы правила взаимодействия с ним. Эти выводы делаются им на основе субъективных переживаний, и во многом ошибочны, фиктивны, но переживаются как истинные. Таким образом, формируется образ мира и себя в психике ребенка. Стиль жизни имеет когнитивную составляющую. Стиль жизни - это что-то вроде личной мифологии. Человек ведет себя так, как если бы мифы были правдой, потому что для него они таковы. В мифах есть “истины” или частичные “истины”, и есть мифы, которые мы путаем с истиной. Последнее является базисной ошибкой.
К базисным ошибкам относятся:
1. Сверхобобщения. «Люди враждебны», «Жизнь опасна», «Все люди несчастны».
2. Ложные или недостижимые цели “безопасности”. «Я должен понимать всех», «Я должен быть приятным для всех», «Нет права на ошибку».
3. Неправильные восприятия жизни и ее требований. «Мне не везет во всем», «Жизнь так тяжела».
4. Преуменьшение или отрицание своих достоинств. «Я глуп», «Я недостойный», «Я – всего лишь домашняя хозяйка».
5. Ложные ценности. «Я должен всегда и во всем быть лучшим, лучше других».
Стиль жизни всегда индивидуален. Тем не менее Альфред Адлер классифицировал их и сформулировал наиболее типичные:
1. Полезный. «Я должен быть полезный и только тогда меня можно любить».
2. Правящий. «Я контролирую и управляю и тогда я в безопасности».
3. Избегающий. «Я отказываюсь от активности, чтобы не оказаться неудачником».
4. Получающий. «Все мне должны и жизнь мне должна».
Внутри стиля жизни существуют 4 вида убеждений:
1. Я - концепция - те убеждения, которые есть у человека, относительно себя самого.
2. Я - идеал - убеждения о том, каким человеку следует быть, или каким он обязан быть, чтобы занять свое место.
3. Картина мира - убеждения о том, что не является им самим и о том, что мир требует от него.
4. Этические убеждения - персональный свод правил о том, что правильно и неправильно.
Убеждения - это выводы, полученные в результате восприятий. Именно они в последующем определяют предпочтительный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является ни правильным, ни неправильным, нормальным или аномальным, а просто “оптикой”, через которую личность видит свою жизнь.
На формирование ошибочного стиля жизни, по мнению А.Адлера, влияют три неблагоприятные ситуации детства:
1. Органические недостатки (инвалидность, болезненность, тики, косоглазие, заикание, косолапость, уродства и прочее, т.е. все признаки, за которые ребенок подвергался насмешкам, унижениям, оскорблениям, наказаниям). Важно понимать, что дело не в физической недостаточности, а в ощущении недостаточности. У этих детей формируется генерализованное ощущение своей несостоятельности, неуверенности.
2. Избалованные дети. Эти дети получили послание от значимых взрослых о своем особом положении и ожидают, что все их желания должны исполняться, что мир и люди им должны.
3. Пренебрегаемые дети. Эти дети не получали любовь и внимание. Такие люди в дальнейшем не могут доверять другим и себе, склонны переоценивать трудности и недооценивать свои возможности и способности.
Для изучения ранних воспоминаний используются различные методы, включая интервью, опросники и экспериментальные исследования. Одним из наиболее популярных является метод автобиографической памяти, который позволяет исследовать содержание и структуру воспоминаний.
Не бывает случайных воспоминаний. Из огромного опыта вспоминается то, что хоть и смутно, но связано с текущей жизнью.
Рассмотрим пример анализа воспоминания женщины 48 лет.
Воспоминание «Угол»
«Я стою в углу.
Не знаю, за что наказана.
Представляю, как я живу с «хорошими» родителями».
При анализе воспоминания мы видим отсутствие контакта с внешним миром и людьми, а также пассивность (девочка не сопротивляется данному положению вещей, она согласна с наказанием, хоть и не знает, за что). Обращает на себя внимание отсутствие дифференцированных персонажей матери и отца. Их образы не разделены, воспринимаются как нечто целое - "родители". Ребенок отделен от них и не взаимодействует с ними (отсутствует "мы - ситуация"). Особенности организации "психологического пространства" (стою в углу) могут выступать показателями как низкой активности в установлении межличностных отношений, так и неудовлетворенной потребности в близости, переживаемой разобщенности с близкими людьми. Способом преодоления дистанции является уход в фантазию. Чувства не представлены в сознании, о них ничего не говорится. Эмоциональный фон, на первый взгляд, нейтральный, описанная сцена даже приятная (представляю, как я живу с «хорошими» родителями), но это происходит только в мире представлений и фантазий. Также своеобразный телеграфный стиль повествования, который проявляется в нарушении плавности текста (каждое предложение пишется с новой строки), укорочении предложений, может служить показателем высокой эмоциональной напряженности и эмоционального дискомфорта.
Родители являются персонажами - "призраками", что указывает на имеющиеся нарушения в отношениях "ребенок - родители" и затруднений переработки эмоциональных проблем и, связанных с ними, переживаний и чувств. Испытываемые агрессивные чувства не допускаются в сознание, вытесняются, но проявляют себя в эмоциональной напряженности. Способ, которым девочка справляется с непереносимыми переживаниями – фантазирование о другой, хорошей жизни и себе хорошей в этом мире.
Выводы, которые ребенок сделал: я не нужна, не важна, одинока, мне никто не нужен, меня никто не защитит, мне никто не поможет, мир против меня, я не хорошая, не достойная любви и заботы, мир несправедлив, отстаивать себя бесполезно и даже опасно, будет еще большее наказание, я виновата в том, что происходит и меня законно наказали. Фантазии являются компенсацией этой непереносимой реальности.
В реальной жизни женщина очень сложно контактирует с людьми, только по необходимости, предпочитает уединение, так как только в нем чувствует себя комфортно (безопасно); она «отрезана» от своих чувств и эмоций и опирается только на область размышлений, понятий, логики; реальность подменяет или достраивает фантазиями (считает, что у нее близкие отношения с мужчиной на протяжении нескольких лет (в реальности он ей иногда звонит поболтать и это все, что есть между ними); она крайне застенчива и не уверена в себе; чувствует себя виноватой за то, что кого-то расстроила, подвела, не справилась; (грандиозно) считает, что она – источник и причина всех проблем, своих и чужих; при этом в своем мире иллюзий (компенсаторно) она – самая умная, интересная, привлекательная, достойная всего лучшего и т.д.
Привожу здесь не полный разбор воспоминания по этическим соображениям.
Если вас заинтересовал данный метод исследования себя, своей жизни, привычных паттернов реагирования и поведения, вы можете записать 5-7 своих ранних воспоминаний в возрасте до 8 лет. Старайтесь быть как можно более конкретными, не отказывайтесь писать те воспоминания, в которых вы не очень уверены, случилось ли это с вами или нет, описывайте даже то, что кажется незначительным, описывайте чувства. Затем дайте название каждой истории. Прочитайте и обратите внимание на свои чувства сейчас по поводу каждого воспоминания. Обратите внимание, есть ли что-то объединяющее эти воспоминания. Попробуйте понять мотивы вашего поведения, способы, которыми вы справлялись с ситуацией и выводы, которые вы, возможно, сделали о себе, о других, о мире, о жизни. И проанализируйте, как это проявляется в вашей текущей жизни и в отношениях.
Анна Кострова,
преподаватель Института
психологического консультирования
«Новый Век», психолог-консультант

