Самовыражение
Самовыражение
Автор статьи: Болотская Татьяна Анатольевна
«Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем. В наш век люди стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг – это долг перед самим собой».
О. Уайльд
Понятие «Самовыражение» относится к высшим духовным потребностям человека по мнению основателя гуманистической психологии А. Маслоу, а также оно созвучно по смыслу с понятием «Самоактуализация», которое им же было подробно проанализировано в труде «Дальние пределы человеческой психики». Понятие «Самоактуализация» было ведущим в теории личности у К.Роджерса, лидера гуманистической психологии, основателя клиентоцентрированной психологии.
Самовыражение как выражение себя на повседневном уровне относится к каждому человеку, если человек сам придаёт этому важное для него самого значение. Сложность здесь заключается в том, что для того, чтобы себя выразить, нужно, прежде всего, быть собой.
А.Маслоу, основатель гуманистической психологии описывает восемь приёмов, способных помочь человеку приблизиться к самоактуализации:
Во-первых, самоактуализация — это переживание, переживание всепоглощающее, яркое,самазабвенное, только в моменты таких переживаний человек воистину становится человеком. Это мгновения самоактуализации, мгновения, когда человек проявляет свое «Я». В жизни каждого человека случаются такие моменты.
Во-вторых, можно представить себе жизнь как бесконечную череду выборов, которые мы должны совершать один за другим — каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста.
В-третьих, уже в самом понятии «самоактуализация» заключается утверждение, что есть некая «самость», подлежащая актуализации. То, что я называл «способностью чувствовать внутренние сигналы», позволяет постичь ее. Современный человек (особенно это относится к детям, к молодежи) привык прислушиваться не к своим внутренним сигналам, а к голосам других в себе — к голосу матери, отца, к голосу общества, к голосам старших, к голосу власти или традиций.
В-четвертых, если у вас есть выбор, будьте лучше честными, чем нет. Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется. Это величайший поступок.
В-пятых, не бояться «высунуться», говоря другими словами — когда вы чувствуете приближение страха, всегда решайтесь быть мужественным.
В-шестых, самоактуализация — это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Самоактуализация — это работа над тем, к чему вы стремитесь.
В-седьмых, высшие переживания— лишь мимолетный момент самоактуализации. Это миг удачи, который нельзя купить, который невозможно организовать, которого не стоит ждать. Освобождаясь от иллюзий, отказываясь от ложных идей, постигая свои возможности и свою ограниченность, человек лучше поймет самого себя.
Восьмое. Осознав, кто вы такой и что из себя представляете, что вы любите и чего не любите, что хорошо для вас и что плохо, к чему вам нужно стремиться и в чем ваше призвание, — одним словом, вскрыв свою сущность, — вы обнажите и собственную психопатологию. Вы поймете свои защитные механизмы и соберете все свое мужество, чтобы отказаться от них. Это болезненный процесс, потому что эти механизмы помогают нам не замечать того, что нам неприятно. Но ради результата стоит стерпеть боль.
Исходя из теории А.Маслоу, «Самоактуализация» является движущей духовной силой человека ,который пытается постичь своё истинное «Я» если он будет прислушиваться к своему «внутреннему голосу» ,цитирую: «что есть некая «самость», подлежащая актуализации ,и то, что я называл «способностью чувствовать внутренние сигналы», позволяет постичь ее.
Как ни называть это – тенденцией к росту, самоактуализации или движению вперед, – это главная движущая сила жизни, это стремление, от которого зависит вся психотерапия. Это стремление, которое присутствует во всей органической и человеческой жизни, – распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть – тенденция проявлять и задействовать все возможности организма до такой степени, чтобы они усиливали организм или "Я". Это стремление может быть наглухо закрыто слоями ржавых психологических защит, оно может быть скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование, но я верю, что оно присутствует в каждом человеке иожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя.
Это определение К.Роджерса перекликается по смыслу с определением А.Маслоу о том, что постижение Себя подлинного - неизбежно болезненный процесс, так как он связан со встречей со своими психологическими защитами ,от которых стоит освобождаться, чтобы быть истинным, настоящим.
Данное понятие К.Роджерс использует ещё и как движущее начало, от которого зависит вся психотерапия. И, исходя из этого постулата, К.Роджерс строит свой метод клиенториентированной терапии, где терапевт выстраивает таким образом отношения с клиентом, чтобы у клиента была возможность проявить стремление к самоактуализации.
О. Лаврова в своей работе «Типология личности» исследует на глубинном уровне отношения человека к самому себе и к миру («Я-для Себя» и «Я-для Мира») и предлагает рассмотреть три жизненных позиции субъекта: единение, одиночество и единичество.
Единение (или слияние). Для данной жизненной позиции характернополное отрицание одиночества. Его не существует вообще, оно навсегда изгоняется, но только — из сознания, и заменяется идиллическими фантазиями о неком едином «Мы», в котором «Я» растворено без остатка, т.е. является всегда частью какого-то целого.
Инфантильное Эго всегда стремится подобным образом «расправиться» с переживанием изолированности (отдельности), расплачиваясь за это ценой утраты собственного уникального существования.
Одиночество (или изоляция). Данная жизненная позиция доводит переживание одиночества до абсурдного трагизма, что делает невозможным полноценное человеческое существование, которое превращается в сложную цепи неудач на фоне непрерывного страдания. Обычно субъект этой жизни заранее знает о том, кто и как его будет не любить (отвергать, покидать, наказывать, обесценивать и т.п.). Часто такой субъект притворяется исключительным, чтобы всем объяснить, что его не любить (отвергать, покидать, наказывать, обесценивать и т.п.) нельзя! Как правило, такой потрясающе одинокий человек сам все это делает для других.
Единичество (ценность индивидуальной жизни). Этой жизненной позиции придерживаются так называемые Авторы, т.е. люди, чья жизнь нашла свое продолжение и воплощение вовне, т.е. перешла в инобытийную форму. Конечно, это не означает, что целью единичного существования является снискание почестей и славы, стремление «войти в историю». Но, действительно другое — только единичный Автор оставляет след за пределами своего реального существования и достоин того, чтобы быть включенным в «Книгу живых». Говоря о «человеческой истории», я имею в виду не только мировую, но и любую национальную или семейную историю.
Следует отметить, что первые две позиции ведут к изоляции — и от себя, и от мира, — т.к. лишают человека возможности пройти путь естественного и неизбежного отделения — Путь индивидуации. Пережить в полной мере состояние отдельности, а затем снова выйти к миру — не с тем, чтобы этот мир спасал «Я» от страха изоляции, а с тем, чтобы установить с ним равноправные отношения, в которых «Я» является не столько частью (куда деваться!), сколько отдельной, независимой и равноправной сущностью.
Происходит переход от инфантильных способов решения глобальной шекспировской дилеммы: «Быть или не Быть» (приобрести коммуникативные навыки, завести семью, сделать карьеру, достичь материального благосостояния и т.п.) к зрелым духовным формам ее постижения (найти себя — и быть собой).
Быть, бытийствовать — значит «сметь» быть единичным Автором. Не быть, уйти в небытие — значит отказаться от себя и потерять свое уникальное «Я».
«Субъект воплощает себя изнутри вовне в живое или мертвое существование. И у него всегда есть выбор: жить осмысленно, т.е. существовать в постоянном усилии (преодолении) во времени, или умереть, т.е. бессмысленно существовать вне усилий и вне времени».
М. Мамардашвили
Плата за потерю очень высока — это изоляция как от себя, так и от мира. Часто эта пустота проецируется им на мир, в котором он не чувствует ничего наполненного и живого. И тогда он обречен всю жизнь убегать от этого ужасного чувства.
Как считает Ирвин Ялом, этот «бег» есть ни что иное, как процесс вытеснения из сознания факта отдельности «Я». Вытеснение факта изоляции чаще всего осуществляется тремя способами:
• путем создания исключительности своей персоны (нарциссических защит);
• заменой «Я»-бытия «Мы»-бытием;
• созданием потока непрерывных дел;
• ведением оргиастического образа жизни (секс, наркотики, сектантство).
Универсальными в понимании факта реальной жизни — «Я ЕСТЬ» — являются присутствующие в бытии субъекта любовь, творчество, усилие и желание, взаимопроникающие друг в друга и наполняющие переживаниями и смыслом пустоту — место появления всего нового и авторского.