Актуальные аспекты психологической помощи семье. Встреча 4

На прошлой встрече мы анализировали причины различий в представлении супругов о ролях мужчины и женщины в семье, и в связи с этим рассматривали понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Мы отмечали, что исследования последних десятилетий обнаружили устойчивую тенденцию изменения и сближения не только характерологических черт, но и ролей мужчины и женщины в семье. В то же время, как показывает опыт семейного консультирования, по ряду аспектов семейной жизни у супругов наблюдаются серьезные противоречия, например, это может касаться взглядов супругов на воспитание детей. Сегодня мы остановимся на этом подробнее.
Предварительно хочется познакомить читателей с настораживающей статистикой: согласно ВНИИ труда Минтруда России за 2024 г. каждый третий несовершеннолетний житель России вырос в неполной семье. И если 30 % таких семей возглавляют одинокие женщины, то 7,3 % семей – одинокие отцы. То есть полные семьи составляют лишь 62, 7%. Это показывает актуальность оказания психологической помощи семьям, в том числе по разрешению конфликтов относительно воспитания детей. Как показывает опыт, в настоящее время растет уровень психологической культуры в нашем обществе. Многие родители, особенно это относится к матерям, читают научно-популярную литературу по психологии и педагогике, в том числе, по вопросам воспитания. И на семейной консультации некоторые матери выдвигают своим супругам требования в воспитании ребенка следовать рекомендациям специалистов, например, учиться безусловно любить своего ребенка, принимать его таким, каким он является и пр. А отцы могут жаловаться на вмешательство жены в их общение с ребенком, не позволяющее добиваться желанного результата в учебе или спорте. Но ценность полной семьи не в том, что ребенок получает двух матерей или двух отцов, а в том, что родители взаимодействуют с ребенком как самостоятельные психологические системы. В силу краткости изложения материала попробуем остановиться на ключевых моментах специфики отцовского и материнского воспитания, не рассматривая такие проблемные аспекты, как стили воспитания и их влияние на особенности развития ребенка и формирование его личности. То есть мы будем рассматривать специфику взаимодействия ребенка с родителями в условиях их психологического здоровья.
Неоспоримые ценности психологически здорового материнского взаимодействия – безусловная любовь, забота, защита и эмоциональная поддержка ребенка. Все это способствует формированию у детей базового доверия к жизни, привязанности надежного типа, чувства безопасности, способности выражать и знакомиться со своими эмоциями, устанавливать эмоциональные отношения с окружающими. Материнская любовь и забота способствуют ощущению эмоциональной стабильности, формированию коммуникативной компетентности, эффективному социальному взаимодействию ребенка и развитию его эмпатии.
Не меньше ценность психологически здорового отцовского взаимодействия с ребенком. В этом случае отец выступает как наставник и проводник в мир вне семьи, в социальный мир, где требуется ответственность, трудолюбие, обучение различным навыкам, умениям и знаниям, которые в социуме оцениваются, где приходится встречаться с преодолением, конкуренцией, развивать упорство, стойкость и мужество. Все эти, необходимые для успешного взаимодействия с социальным миром качества, отец не только транслирует сам, но стремится развивать их у своего ребенка. Важной особенностью мужского воспитания является также развитие у детей и взрослых членов семьи физической активности, приучение к занятиям спортом, к дисциплине.
Значимость полной семьи состоит так же в том, что и отцы, и матери способствуют формированию половой идентичности у своих детей. В то же время в современном обществе наблюдается позитивная тенденция все большего участия отцов в жизни и воспитании детей даже в условиях развода родителей. Выше мы отмечали, что исследования последних десятилетий обнаружили устойчивую тенденцию изменения и сближения не только характерологических черт, но и ролей мужчины и женщины в семье. Поэтому стоит отметить, что в ряде семей специфическое материнское взаимодействие с ребенком может демонстрировать мужчина, а отцовское взаимодействие – женщина. Это связано с особенностями воспитания самих родителей, в том числе с пережитым ими травматическим опытом.
Все это показывает актуальность психологического просвещения родителей в части не только права отцов и матерей на взаимодействие с ребенком согласно своей системы воспитания и задачам, которые она решает, но и их необходимости для гармоничного развития детей в семье. Основными критериями гармоничности такого взаимодействия являются согласованность в действиях родителей и отсутствие психологического насилия в процессе воспитания. Чтобы понять, насколько реализуются эти критерии в семейном воспитании, мы можем опереться на обратную связь подростков. Обобщая смысл их высказываний в процессе психологического консультирования по вопросам проблем в семье, можно сделать вывод: «Это работает, когда в твердости и требовательности отцов чувствуются уважение и поддержка, а за нежностью и заботой матерей ощущаются надежда, вера в своего ребенка и позволение ему вырасти».
Ирина Пономарева,
Кандидат психологических наук,
преподаватель Института
психологического консультирования
«Новый Век», психолог-консультант

