Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Социальный Интерес (Gemeinschaftsgefühl) в Теории Альфреда Адлера

Социальный Интерес (Gemeinschaftsgefühl) в Теории Альфреда Адлера

Социальный Интерес (Gemeinschaftsgefühl) в Теории Альфреда Адлера

Социальный Интерес (Gemeinschaftsgefühl) в Теории Альфреда Адлера

Многие психологические школы фиксируются на психике конкретного человека и не очень любят смотреть куда-то дальше семейных систем и тем интереснее рассмотреть ныне непопулярные концепции Альфреда Адлера.

Социальный интерес (Gemeinschaftsgefühl) — центральная концепция индивидуальной психологии Адлера. Это врожденный человеческий потенциал к сопереживанию, кооперации и вкладу в общее благополучие. Адлер считал его главным критерием психического здоровья и основой гармоничного общества. Проявляется он как эмпатия, чувство принадлежности, ответственность за других и стремление к созиданию. Как отмечал сам Адлер: «Социальный интерес — это... чувство товарищества с человечеством в целом».

 
Социальный интерес не развивается автоматически — его формирование зависит от раннего опыта. Качество связи с матерью служит первым "мостом" к социуму: теплые, поддерживающие отношения закладывают основу доверия к миру. Стиль воспитания играет ключевую роль: поощрение самостоятельности в сочетании с поддержкой развивает здоровую кооперацию, тогда как авторитаризм или вседозволенность ведут к эгоцентризму. Атмосфера в семье (равенство, взаимопомощь) или ее отсутствие (соперничество, унижения) напрямую влияют на установку ребенка по отношению к миру. Преодоление трудностей через совместные усилия, а не избегание, учит конструктивному взаимодействию.


Сформированный социальный интерес проявляется через конкретные качества:

  • Кооперация: Способность работать с другими ради общей цели.
  • Полезность: Стремление вносить вклад в общество без ожидания личной выгоды.
  • Эмпатия: Искреннее понимание чувств и мыслей окружающих.
  • Равенство: Восприятие других как равных партнеров.
  • Ответственность: Забота о благополучии сообщества.


Адлер рассматривал отсутствие социального интереса как основу невроза. Невротик воспринимает мир как враждебную арену борьбы, преследует эгоцентричные цели (власть, престиж), использует людей как инструменты и прибегает к деструктивным стратегиям: избеганию, агрессии или самоизоляции. «Невроз — это естественное следствие отсутствия социального чувства», — подчеркивал Адлер.

 
Решение многих клиентских проблем Адлер видел именно в преодолении паттернов, которые ведут к социальной изоляции или нездоровому использованию социума.


Социальный интерес для Адлера — не абстрактная добродетель, а биологическая необходимость человеческого существования. Развивая это чувство, человек обретает подлинную устойчивость, смысл жизни и преодолевает личную неполноценность через единство с другими. Как резюмировал Адлер: «Счастье человека заключено в причастности к целому». В этом — гуманистическая сила его теории, обращенной к лучшему в человеческой природе.

Антон Самусенко,

преподаватель  Института

психологического консультирования

«Новый Век», психолог-консультант

Перейти к списку статей

Смотрите также
Теория привязанности: Основные идеи. Понятие чуткости
В рамках теории привязанности понятие «чуткость» играет центральную роль. Чуткость описывает способность родителя быть внимательным и отзывчивым, адекватно, своевременно и предсказуемо реагировать на сигналы ребенка в удовлетворении потребности. Чуткость родителя во взаимодействии с ребенком обеспечивает надежную базу для формирования безопасных прочных отношений между родителем и ребенком, а также развития безопасной привязанности ребенка.
Может ли Алиса быть психотерапевтом?
ИИ поддерживает, успокаивает, восполняя нарциссические дефициты. Однако доступ к пространству, где тебя безусловно принимают, где нет ограничений и даже минимальной фрустрации, лишь усиливает нарциссическое представление: «Я — центр мира. Всё крутится вокруг меня. Мои желания — самые важные». Как заманчиво — поселиться в младенческом раю, сохранив при этом привилегии взрослого!