Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Чтобы занять свое место в жизни, нужно учиться выбирать

Чтобы занять свое место в жизни, нужно учиться выбирать

Чтобы занять свое место в жизни, нужно учиться выбирать

Автор статьи: Николаева Наталья

Чтобы занять свое место в жизни, нужно учиться выбирать

Почему нам так трудно делать выбор? Почему необходимость делать выбор тревожит, злит или парализует? Как научиться выбирать правильно?

На протяжении почти всей истории человечества у людей было не так уж много  возможностей для свободного выбора. Как правило, приходилось довольствоваться тем, что оказалось под рукой. Только в последнее время общество изобилия принесло нам практически не ограниченные возможности, и вместе с ними – необходимость постоянно выбирать.

Мы привыкли считать огромный выбор благом и не всегда осознаем, сколько сложностей он принес. Ежедневно нам приходится сталкиваться с сотнями решений. Куда пойти вечером: в театр, в кино, в ресторан, в фитнес-клуб или остаться дома?  Купить сапоги или ботинки? А если сапоги – то черные, синие, зеленые, коричневые? Какого фасона, из какого материала? Ведь есть любые. Какой йогурт выбрать из 10 имеющихся вариантов? Какой банк предпочесть?

Теперь, чтобы принять решение, приходится проделать серьезную работу: взвесить плюсы и минусы многочисленных вариантов, прислушаться к своим чувствам, учесть рациональные доводы, прикинуть последствия выбора.

И все эти усилия, скорее всего, приведут к тому, что мы пожалеем о своём выборе. Американский психолог Барри Шварц в своей книге ввел понятие «парадокс выбора». Парадокс заключается в том, что, чем больше у нас возможностей, тем больше мы склонны оставаться недовольными своим выбором.

Почему это происходит? Попробуем разобраться.

В каждом новом шаге может таиться опасность неудачи, и в этом заключается одна из причин того, почему люди так боятся свободы (Э.Фромм)

Во-первых, слишком большое количество вариантов выбора грозит информационной перегрузкой. Внимательное изучение каждого варианта занимает много времени, требует значительных интеллектуальных усилий.

Во-вторых, большое количество альтернатив существенно повышает ожидания относительно выбранного. Когда вариантов много, нам кажется, что есть возможность выбрать самое лучшее, идеальное.  В итоге мы сравниваем то, что выбрали, со своими надеждами и ожиданиями.  Реальность, как правило, проигрывает надеждам, и удовлетворение снижается, даже если выбор объективно хороший.

Немало тревоги добавляют страх потери и чувство вины.Любой выбор предполагает отказ от других вариантов, но ведь мы понимаем, что у отвергнутых вариантов есть свои преимущества.  Выбирая что-то одно, в жертву этомувыбору мы приносим остальные возможности. Чем больше вариантов, тем тяжелее нам приходится.  Мы «теряем» эти потенциальные возможности и виним себя за то, что не смогли выбрать правильно.

Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия (ЭльчинСафарли)

Выбор тесно связан с ответственностью. Ситуация отсутствия выбора, когда приходится «брать, что дают», может быть неприятной, но зато избавляет нас от ответственности. Если нам не понравилось то, что нам дали, ответственность за наше недовольство, как и вина за него, на ком-то другом. Но если мы выбираем сами из большого разнообразия возможностей, ответственность за неудачный выбор ложится на нас. Как пишет в своей книге Барри Шварц, «когда вокруг тебя слишком широкое разнообразие выбора, ты становишься ответственным за все, что с тобой происходит». Другими словами, нам приходится признать: то, что у нас или вокруг нас есть, – это результат нашего свободного выбора.

Удивительно, но в мире изобилия, где возможности для получения удовольствия практически не ограничены, мы все реже чувствуем радость и счастье. Даже если наш выбор субъективно удачный, мы радуемся ему недолго – нам нужны все новые и новые стимулы, а для этогоприходится делать все новые и новые выборы. И опять - ответственность, информационная перегрузка, тревога, потери. Такой круговорот.

Как же нам быть? Неужели отказаться от разнообразия? Конечно, нет. Есть способы  облегчить задачу выбора.

Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает (Римлянам 14:22-23)

1. Разрешите себе выбирать то, что «достаточно хорошо» для вас. Пусть выбор не идеален, но он достаточно хорош и в целом вполне устраивает. Такой подход избавит вас от тревожных поисков идеала.

2. Верьте, что сделанный выбор – лучший из возможных на данный момент.  Закройте все остальные варианты. Когда решение принято окончательно, принято душой, наш разум автоматически начинает находить подтверждения правильности выбора, благодаря чему повышается удовлетворение от принятого решения. 

3. Тратьте время и усилия на действительно важные для вас выборы. Тренируйтесь принимать мелкие и малозначимые решения быстро и без долгого обдумывания. 

4. Придумайте для себя правила относительно того, сколько времени и сил вы будете тратить на принятие не очень важных решений. Например, можно установить лимит времени: чувствуете, что думаете о каком-то вопросе слишком долго, отведите себе на раздумья точное время: «Размышляю и выбираю еще ровно полчаса». После чего останавливаетесь на каком-то одном варианте и действуете. Можно сгруппировать варианты по категориям. Тогда вы будете иметь дело не с каждым вариантом в отдельности, а с группами вариантов, тем самым уменьшите тревогу от потери потенциальных возможностей и снизите информационную нагрузку.

5. Старайтесь не возлагать на выбранный вариант слишком большие надежды и ожидания. Чем скромнее ожидания, тем больше пространство для приятных сюрпризов.

6. Научитесь благодарить судьбу за то хорошее, что у вас уже есть. Для того, чтобы поблагодарить за что-то хорошее, придется сначала это хорошее научиться замечать. Скорее всего, вы обнаружите, что хорошего не так уж и мало в вашей жизни.  Следовательно, вы уже умеете делать правильные выборы, поэтому просто продолжайте. 

7. В ситуации сложного выбора обращайтесь за помощью к психологу, который поможет определиться и принять оптимальное решение.

Перейти к списку статей

Смотрите также
Самовыражение
Понятие «Самовыражение» относится к высшим духовным потребностям человека по мнению основателя гуманистической психологии А. Маслоу, а также оно созвучно по смыслу с понятием «Самоактуализация», которое им же было подробно проанализировано в труде «Дальние пределы человеческой психики». Понятие «Самоактуализация» было ведущим в теории личности у К.Роджерса, лидера гуманистической психологии, основателя клиентоцентрированной психологии. Самовыражение как выражение себя на повседневном уровне относится к каждому человеку, если человек сам придаёт этому важное для него самого значение. Сложность здесь заключается в том, что для того, чтобы себя выразить, нужно, прежде всего, быть собой.
Отказаться от оценочных суждений. Зачем и как?
Иногда мы встречаем в психологической и эзотерической литературе, в описаниях духовных практик призыв отказаться от оценочных суждений. Давайте попробуем разобраться возможно ли это и зададимся вопросом зачем?