Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Театральная модель межличностной динамики в схема-терапии: клинический взгляд на ролевые взаимодействия

Театральная модель межличностной динамики в схема-терапии: клинический взгляд на ролевые взаимодействия

Театральная модель межличностной динамики в схема-терапии: клинический взгляд на ролевые взаимодействия

Театральная модель межличностной динамики в схема-терапии: клинический взгляд на ролевые взаимодействия

В современной психотерапевтической практике особый интерес представляет театральная метафора межличностных отношений, разработанная Экхардом Редигером в рамках схема-терапевтического подхода. Эта модель предлагает оригинальный ракурс для понимания того, как фрустрация базовых психологических потребностей трансформируется в устойчивые паттерны парного взаимодействия.

Основой модели служит дихотомия фундаментальных потребностей личности – в привязанности и автономии. Как показывает клиническая практика, дисбаланс в удовлетворении этих потребностей закономерно приводит к активации дезадаптивных копинг-стратегий.

В случаях, когда доминирует фрустрированная потребность в привязанности, чаще наблюдаются стратегии капитуляции или избегания, сопровождаемые эмоциями грусти и страха. Напротив, дефицит автономии проявляется через гиперкомпенсаторные реакции с характерными эмоциями гнева и отвращения.

Особую ценность представляет предложенное Редлигером разделение межличностной динамики на "сценическое" и "закулисное" пространство. На сцене разворачивается драматургия актуального взаимодействия, где партнеры исполняют привычные роли – "Контролера", "Жертвы", "Спасателя". Эти ролевые проявления, однако, являются лишь верхушкой айсберга. За кулисами остаются скрытыми уязвимые детские режимы личности, которые и определяют истинную мотивацию поведения.

Клинический пример (вымышленный) иллюстрирует эту динамику: в паре, где один партнер последовательно занимает позицию "Контролера" ("Ты совсем не думаешь о деньгах!"), а другой – "Жертвы" ("Ты как твой отец!"), терапевтическая работа выявляет скрытые страхи первого оказаться неудачником и глубинный страх второго быть отвергнутым. Именно эти лежащие в основе переживания, а не поверхностный конфликт, становятся фокусом терапевтического вмешательства.

Театральная метафора предлагает ценный инструментарий для психотерапевтической работы. Во-первых, она позволяет объективировать паттерны взаимодействия, переводя их в плоскость "ролевой игры". Во-вторых, облегчает доступ к уязвимым аспектам личности через метафорическое "закулисное" пространство. В-третьих, создает условия для пересмотра ригидных сценариев взаимодействия.

Важно отметить, что эффективное применение этой модели требует от терапевта особой чувствительности к балансу между поддержанием рабочего альянса и конфронтацией с дезадаптивными паттернами. Клинический опыт показывает, что преждевременное обращение к "закулисным" аспектам без достаточной проработки "сценических" взаимодействий может привести к сопротивлению.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с адаптацией театральной модели для работы с различными типами парных отношений, включая детско-родительские и профессиональные взаимодействия. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает вопрос о критериях эффективности применения данного подхода в краткосрочной и долгосрочной терапии.

Литература

  1. Roediger, E. (2018). Contextual Schema Therapy.
  2. Young, J. et al. (2003). Schema Therapy.
  3. Арчакова Т.О. (2018). Схема-терапия: теория и практика.

Диляра Давлетбаева,

психолог-консультант,

преподаватель Института

психологического консультирования

«Новый Век»

Перейти к списку статей

Смотрите также
Феномен зависимости от гаджетов: почему смартфоны становятся навязчивостью
Гаджеты прочно вошли в нашу повседневность, стали неотъемлемой частью общения, учебы, досуга и даже личной жизни. Однако всё чаще возникает тревога: насколько оправдано столь тесное взаимодействие человека и цифровой среды?
Что такое Я-концепция и при чём тут КПТ?
Я-концепция в КПТ: как мы видим себя и почему это важно