Теория ролей Я.Л.Морено и роли психолога

Развитие психологии, повышение распространенности профессии повлекло за собой ряд последствий. Одно из них – выход психологии из сугубо профессионального круга в широкое информационное поле, развитие так называемого «психопопа». Сама по себе популярная психология, как явление, приносит немалую пользу, давая возможность большому количеству людей соприкоснуться со знанием, ранее доступным только профессиональному сообществу. Но, как и любое другое социальное явление, «психопоп» имеет целый спектр последствий. Например, благодаря популяризации психологического знания в наш обиод прочно вошли понятия «субличность», «часть», «роль». Однако, часто ли мы задумываемся, из какой именно роли действуем в каждый конкретный момент времени? Что мы вообще знаем о своих ролях? И какие роли важны для нас, как для специалистов в области психологии?
Попробуем разобраться, опираясь на теорию ролей Я.Морено, основателя психодрамы. Эта теория была разработана в первой половине XX века и оказала значительное влияние на развитие многих направлений психологической науки и практики. Одним из важнейших аспектов данной теории является концепция роли, которая определяет поведение индивида в обществе и его взаимодействие с другими людьми.
Согласно этой теории роль - динамический феномен, зависящий от множества факторов, включая личные характеристики, культурные нормы и социальные ожидания. Морено полагал, каждая личность обладает набором ролей, которые она исполняет в различных ситуациях. Эти роли могут быть фиксированными или гибкими, сознательными или бессознательными, положительными или отрицательными (в субъективном восприятии).
Морено выделял два типа ролей: социальные и личностные. Социальные роли определяются внешними факторами, такими как профессия, пол, возраст и другие социально обусловленные факторы. Личностные роли формируются внутренне, отражают индивидуальные особенности характера и восприятия действительности. И, принимая во внимание динамическую природу роли, можно говорить о том, что это подвижная конструкция, которая обладает собственным жизненным циклом, от формирования до смерти. Также можно отметить, что это не линейный процесс, и в единицу времени какие-то роли могут находиться в стадии формирования, а какие-то – отмирать.
Ролевой репертуар каждого из нас меняется и развивается с течением времени, и одним из важных показателей здоровья можно считать наличие своеобразного баланса ролей. Баланс может быть нарушен, если какие-то из ролей находятся в конфликте друг с другом, какие-то «перегреты» (т.е. занимают слишком много места во внутренней реальности человека), какие-то дефицитарны или вытеснены, также роли могут быть неподходящими и пока этот факт не будет осознан субъективно может возникать ощущение дискомфорта. Как правило, с этим дискомфортом клиенты и приходят в терапию.
Роль психолога в свете теории ролей Морено
Применив теорию ролей к анализу практики психолога, мы можем говорить о том, что внутри профессиональной деятельности психолог не только осуществляет профессиональные обязанности, но исполняет определенные роли, которые определяются функциями, которые психолог выполняет. Одна из основных задач психолога — создать условия, позволяющие клиенту осознать свои роли, определить границы их влияния и принять ответственность за собственное поведение. Роль психолога довольно специфична – предполагается, что в ней реализованы принципы конфиденциальности, безоценочности, безопасности, направленность на действия в интересах клиента, владение довольно сложными инструментами и навыками и т.д. Тем не менее можно выделить несколько основных групп ролей, которые важны для специалиста в области психологии.
- Консультант — эксперт, предоставляющий рекомендации.
- Фасилитатор — организатор процесса, создающий пространство для самоисследования и роста.
- Интервенционист — активный агент изменений, вмешивающийся в сложившуюся динамику.
Каждая форма требует определенных качеств и компетенций от психолога. Например, консультанту необходима высокая степень профессионализма и ответственности, фасилитатору — эмпатия и высокая чувствительность к даже минимальным колебаниям состояний клиента, а интервенционисту — решительность, смелость, понимание меры допустимого вмешательства во внутренний процесс клиента.
Ограничения и риски
Несмотря на положительные аспекты применения теории ролей Морено в профессии психолога, существуют определенные ограничения и риски. К ним относятся:
- Недостаточная рефлексивность психолога относительно собственных ролей и границ.
- Неспособность адаптироваться к меняющимся условиям среды.
- Несоответствие ожиданий клиентов и возможностей психолога.
Эти проблемы требуют внимательного подхода к обучению специалистов и регулярного повышения квалификации. Кроме того, к возможным рискам можно отнести нарушение баланса ролей, о котором упомянуто выше. Также стоит отметить, что теория ролей не может полностью описать психический процесс индивида во всей его сложности и полноте.
Практическое применение
Как выглядит теория ролей в практике психолога? Допустим, клиент обратился с проблемой низкой самооценки. Используя концепцию ролей, психолог может предложить следующую последовательность действий:
- Определение текущих ролей клиента («Я плохой специалист», «Меня никто не любит»).
- Анализ происхождения этих ролей и условий их формирования.
- Формирование новой позитивной роли («Я компетентный профессионал», «Моя ценность заключается в моих способностях»).
- Реализация новых ролей в повседневной жизни.
Такой подход позволяет клиенту осознать эту часть своей идентичности и начать работу над изменением устаревших представлений о себе.
При всех ограничениях, теория ролей Морено предлагает ценный инструментарий для понимания механизмов функционирования личности. Применяя данную теорию в практической деятельности психолога, мы получаем возможность эффективно помогать клиентам осознавать свои роли, изменять деструктивные паттерны поведения и достигать внутренней гармонии.
Институт
психологического консультирования
«Новый Век»
