Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Теория привязанности: Основные идеи. Понятие чуткости

Теория привязанности: Основные идеи. Понятие чуткости

Теория привязанности: Основные идеи. Понятие чуткости

В рамках теории привязанности понятие «чуткость» играет центральную роль. Чуткость описывает способность родителя быть внимательным и отзывчивым, адекватно, своевременно и предсказуемо реагировать на сигналы ребенка в удовлетворении потребности. Чуткость родителя во взаимодействии с ребенком обеспечивает надежную базу для формирования безопасных прочных отношений между родителем и ребенком, а также развития безопасной привязанности ребенка. Понятие “чуткость” было введено психологом Мэри Эйнсворт. Лонгитюдные и многочисленные исследования младенческой привязанности и материнского ухода подтвердили и уточнили выводы, сделанные М. Эйнсворт.

 

Основные компоненты чуткости:

  • Достаточная стабильность опекуна в своих проявлениях и ответных реакциях на сигналы ребенка (удовлетворение потребности в оптимальной предсказуемости), доброжелательность и отзывчивость, эмоциональная и физическая доступность для ребенка большую часть времени (удовлетворение потребности в принятии);
  • Безопасность опекуна и обеспечение безопасности ребенку, в том числе в его проявлениях самостоятельности (удовлетворение потребности ребенка в автономии и компетентности);
  • Соблюдение баланса между контролем и поддержкой самостоятельной активности у ребенка в соответствие с его возрастом и развитием (удовлетворение потребности в реалистичных границах);
  • Создание условий среды, в которых ребенок чувствует себя защищенным и любимым, что позволяет ему исследовать окружающий мир и обращаться за утешением и безопасностью к родителю в переживании стресса (непредсказуемость, тревога, опасность, чувство одиночества и покинутости и т.д.).

Эти элементы формируют базу для безопасного взаимодействия, которое способствует развитию здорового психоэмоционального состояния ребёнка.

Чуткость отличается от избыточной опеки и защиты тем, что чуткие родители поощряют своего ребенка в его растущей самостоятельности и усиливающейся потребности и способности к общению с другими людьми.

Были выявлены индивидуальные различия в том, насколько чутко опекуны реагировали на сигналы младенцев во взаимодействии.

Обследованные в первый год жизни младенцы чутких матерей могли, с одной стороны, более самостоятельно играть и исследовать окружающий мир, а с другой – быстрее обращаться к своим матерям, испытывая в незнакомой ситуации тревогу, страх или стресс. Они были менее пугливыми и меньше злились или гневались в общении со своими матерями. Такие младенцы могли быстрее заново расстаться со своими матерями после обращения к ним и короткого утешения, а в поведении были более готовы к взаимодействию и к тому, чтобы принимать границы, устанавливаемые матерями.

Младенцы менее чутких матерей, напротив, либо открыто демонстрировали свою независимость от их поддержки, либо явно проявляли робость, гнев, злость и другие агрессивные чувства, так что почти не удалялись от матери для игры, но не успокаивались и в ее присутствии и не могли играть с интересом. Они реже принимали структурные ограничения и установленные их матерями границы.

Долгосрочные исследования показывают: если ребенок в раннем детстве в течение продолжительного времени приобретает опыт надежной привязанности хотя бы с одним взрослым значимым человеком, это становится важным фактором, который в дальнейшем может защитить его от развития психопатологии, даже если в течение жизни будет накоплен травматичесий опыт. Надежная привязанность выступает как защитный фактор психики. Дети демонстрируют лучшие когнитивные способности, эмоциональную устойчивость, адекватное социальное развитие и меньше подвержены риску возникновения поведенческих проблем в будущем.

Если в ходе взаимодействия с родителем потребности ребенка совсем не удовлетворяются или удовлетворяются недостаточно, непостоянно, непредсказуемо; ребенок сталкивается с отказом, приводящим к сильной фрустрации; оказывается ситуации эмоциональной и физической депривации/насилия часто формируется ненадежная привязанность.

Исследования показывают, недостаток чуткого отношения со стороны взрослых повышает вероятность формирования небезопасных типов привязанности, что негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, когнитивном, физиологическом развитии ребёнка.


Елена Матвеева,

преподаватель Института

психологического консультирования

«Новый Век», психолог-консультант
 

Перейти к списку статей

Смотрите также
Социальный Интерес (Gemeinschaftsgefühl) в Теории Альфреда Адлера
Социальный интерес (Gemeinschaftsgefühl) — центральная концепция индивидуальной психологии Адлера. Это врожденный человеческий потенциал к сопереживанию, кооперации и вкладу в общее благополучие. Адлер считал его главным критерием психического здоровья и основой гармоничного общества. Проявляется он как эмпатия, чувство принадлежности, ответственность за других и стремление к созиданию. Как отмечал сам Адлер: «Социальный интерес — это... чувство товарищества с человечеством в целом».