Теория привязанности: Основные идеи. Типы привязанности. Влияние привязанности на развитие личности и взаимоотношения во взрослом возрасте

Теория привязанности изучает ранние отношения ребенка с близким взрослым - объектом привязанности. Именно опыт отношений с объектом привязанности на первом году жизни формирует привязанность к нему, которая во многом определяет дальнейший ход всестороннего развития личности.
Теория привязанности изучает природу связи между людьми, рассматривает вопросы раннего влияния на эмоциональное и когнитивное развитие ребенка. Пытается объяснить почему возникают и изменяются на протяжении всей жизни сильные эмоциональные связи между людьми.
Теорию привязанности разработал британский психоаналитик Джон Боулби в середине XX века. Его работа основывалась на наблюдениях за поведением детей, разлученных с матерями в раннем детстве. Он заметил, что такие дети испытывали сильную эмоциональную депривацию, трудности в социальной адаптации. На основе этих наблюдений Боулби предложил концепцию привязанности как основной потребности младенца в установлении тесной эмоциональной связи с заботящимся взрослым - объектом привязанности.
Позже американско-канадский психолог Мэри Эйнсворт, ученица и соратница Джона Боулби, разработала процедуру "Незнакомая ситуация" (The Strange Situation), в ходе которого она выявила различные типы привязанности у младенцев (1-1,5г). Целью этого исследования являлось наблюдение за младенцами в моменты совместности, в моменты разлучения с объектом привязанности, в моменты исследования окружающей среды в отсутствие объекта привязанности и поведением младенца по возвращению объекта привязанности. Эти исследования легли в основу дальнейшей разработки теории привязанности.
Мэри Эйнсворт выделила три типа привязанности: Надежный, Тревожно-избегающий, Тревожно-амбивалентный. Позднее, ученица Мэри Эйнсворт, Мэри Мэйн описала четвертый тип привязанности - Дезорганизованный.
1. Надежная привязанность.
Дети с надежной привязанностью чувствуют себя безопасно и уверенно рядом с родителем, который предсказуемо и чутко отвечает на их потребности. Такие дети спокойно исследуют окружающий мир, зная, что всегда могут вернуться к объекту привязанности, который воспринимается как безопасный.
Во взрослом возрасте это открытость, гибкость, способность к самоконтролю и адекватному ситуации регулированию аффекта в стрессовых ситуациях, стрессоустойчивость. Способность интегрировать большинство эмоций, желаний, потребностей, связанных с близкими отношениями.
2. Тревожно-избегающая привязанность.
Эти дети чувствуют себя небезопасно рядом с родителем, который предсказуемо нечутко отвечает на их потребности. Избегают контакта с родителем после разлуки, не проявляя ни радости, ни грусти от возвращения родителя.
Они учатся быть независимыми и самодостаточными.
Во взрослой жизни часто испытывают трудности в установлении близких отношений: имеют тенденцию к дистанцированию в межличностных отношениях, избеганию близости и взаимозависимости в отношениях. Отрицание потребности в привязанности, стремление опираться только на себя.
3. Тревожно-амбивалентная привязанность.
Детям с тревожно-амбивалентной привязанностью трудно доверять своим родителям, так как родители непредсказуемо и непоследовательно реагируют на их потребности. Дети чрезмерно привязаны к объекту привязанности. При этом могут проявлять амбивалентные чувства при возвращении родителя – одновременно радость и гнев.
Во взрослом возрасте такие люди часто испытывают неуверенность в отношениях и страх быть покинутыми. Совершают активные попытки получить близость и сократить эмоциональную дистанцию. Сфера близких взаимоотношений пронизана неуверенностью и тревогой. Может иметь вид тревожного состояния сознания.
4. Дезорганизованная привязанность
Этот тип привязанности характеризуется нарушением организованной стратегии привязанности к родителю. Достаточно часто обнаруживается у детей из клинических групп риска, а также у детей тех родителей, которые привносили свой травматический опыт во взаимоотношения с ребенком. Дети с дезорганизованной привязанностью демонстрировали в рамках эксперимента “Незнакомая ситуация” по отношению к родителю поведение, которое было непонятным, странным, провоцирующим или диссоциированным.
Во взрослом возрасте такие люди могут испытывать серьезные проблемы с саморегуляцией эмоций и установлением стабильных отношений. Часто это травма, связанная с объектами привязанности, проблемы с психическим здоровьем.
На формирование типа привязанности влияет множество факторов, среди которых можно выделить следующие:
Эмоциональная доступность и отзывчивость родителей. Родители, которые чутко реагируют на потребности своего ребенка, способствуют формированию надежной привязанности.
Стабильность и предсказуемость окружения. Постоянство и надежность среды, в которой растет ребенок, играют важную роль в формировании безопасной базы для исследования мира.
Опыт стресса и травматических событий. Различные стрессы, включая потерю близкого человека, насилие или хронические болезни, могут негативно сказываться на развитии привязанности.
Теория привязанности представляет собой важный инструмент для понимания человеческого поведения и межличностных отношений. Осознание своего типа привязанности помогает человеку лучше понимать свои реакции на стресс и взаимоотношения с другими людьми. Понимание механизмов формирования привязанности также открывает возможности для улучшения качества жизни и построения удовлетворяющих отношений.
В институте “Новый век” на сессии “Теория привязанности” эта тема раскрывается более широко и подробно. Рассматриваются психологические, социальные и биологические факторы, влияющие на формирование привязанности между ребенком и ранним объектом привязанности. .
Елена Матвеева,
преподаватель Института
психологического консультирования
«Новый Век», психолог-консультант
