Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Теория привязанности: Основные идеи. Типы привязанности. Влияние привязанности на развитие личности и взаимоотношения во взрослом возрасте

Теория привязанности: Основные идеи. Типы привязанности. Влияние привязанности на развитие личности и взаимоотношения во взрослом возрасте

Теория привязанности: Основные идеи. Типы привязанности. Влияние привязанности на развитие личности и взаимоотношения во взрослом возрасте

Теория привязанности изучает ранние отношения ребенка с близким взрослым - объектом привязанности. Именно опыт отношений с объектом привязанности на первом году жизни формирует привязанность к нему, которая во многом определяет дальнейший ход всестороннего развития личности.

Теория привязанности изучает природу связи между людьми, рассматривает вопросы раннего влияния на эмоциональное и когнитивное развитие ребенка. Пытается объяснить почему возникают и изменяются на протяжении всей жизни сильные эмоциональные связи между людьми.

Теорию привязанности разработал британский психоаналитик Джон Боулби в середине XX века. Его работа основывалась на наблюдениях за поведением детей, разлученных с матерями в раннем детстве. Он заметил, что такие дети испытывали сильную эмоциональную депривацию, трудности в социальной адаптации. На основе этих наблюдений Боулби предложил концепцию привязанности как основной потребности младенца в установлении тесной эмоциональной связи с заботящимся взрослым - объектом привязанности.

Позже американско-канадский психолог Мэри Эйнсворт, ученица и соратница Джона Боулби, разработала процедуру "Незнакомая ситуация" (The Strange Situation), в ходе которого она выявила различные типы привязанности у младенцев (1-1,5г).  Целью этого исследования являлось наблюдение за младенцами в моменты совместности, в моменты разлучения с объектом привязанности, в моменты исследования окружающей среды в отсутствие объекта привязанности и поведением младенца по возвращению объекта привязанности. Эти исследования легли в основу дальнейшей разработки теории привязанности.

Мэри Эйнсворт выделила три типа привязанности: Надежный, Тревожно-избегающий, Тревожно-амбивалентный.  Позднее, ученица Мэри Эйнсворт, Мэри Мэйн описала четвертый тип привязанности - Дезорганизованный.

1. Надежная привязанность.

Дети с надежной привязанностью чувствуют себя безопасно и уверенно рядом с родителем, который предсказуемо и чутко отвечает на их потребности. Такие дети спокойно исследуют окружающий мир, зная, что всегда могут вернуться к объекту привязанности, который воспринимается как безопасный.

Во взрослом возрасте это открытость, гибкость, способность к самоконтролю и адекватному ситуации регулированию аффекта в стрессовых ситуациях,  стрессоустойчивость. Способность интегрировать большинство эмоций, желаний, потребностей, связанных с близкими отношениями.

2. Тревожно-избегающая привязанность.

Эти дети чувствуют себя небезопасно рядом с родителем, который предсказуемо нечутко отвечает на их потребности. Избегают контакта с родителем после разлуки, не проявляя ни радости, ни грусти от возвращения родителя.

Они учатся быть независимыми и самодостаточными.

Во взрослой жизни часто испытывают трудности в установлении близких отношений: имеют тенденцию к дистанцированию в межличностных отношениях, избеганию близости и взаимозависимости в отношениях. Отрицание потребности в привязанности, стремление опираться только на себя.

3. Тревожно-амбивалентная привязанность.

Детям с тревожно-амбивалентной привязанностью трудно доверять своим родителям, так как родители непредсказуемо и непоследовательно реагируют на их потребности. Дети чрезмерно привязаны к объекту привязанности. При этом могут проявлять амбивалентные чувства при возвращении родителя – одновременно радость и гнев.

Во взрослом возрасте такие люди часто испытывают неуверенность в отношениях и страх быть покинутыми. Совершают активные попытки получить близость и сократить эмоциональную дистанцию. Сфера близких взаимоотношений пронизана неуверенностью и тревогой. Может иметь вид тревожного состояния сознания. 

4. Дезорганизованная привязанность

Этот тип привязанности характеризуется нарушением организованной стратегии привязанности к родителю. Достаточно часто обнаруживается у детей из клинических групп риска, а также у детей тех родителей, которые привносили свой травматический опыт во взаимоотношения с ребенком.  Дети с дезорганизованной привязанностью демонстрировали в рамках эксперимента “Незнакомая ситуация” по отношению к родителю поведение, которое было непонятным, странным, провоцирующим или диссоциированным.

Во взрослом возрасте такие люди могут испытывать серьезные проблемы с саморегуляцией эмоций и установлением стабильных отношений. Часто это травма, связанная с объектами привязанности, проблемы с психическим здоровьем.

На формирование типа привязанности влияет множество факторов, среди которых можно выделить следующие:

Эмоциональная доступность и отзывчивость родителей. Родители, которые чутко реагируют на потребности своего ребенка, способствуют формированию надежной привязанности.

Стабильность и предсказуемость окружения. Постоянство и надежность среды, в которой растет ребенок, играют важную роль в формировании безопасной базы для исследования мира.

Опыт стресса и травматических событий. Различные стрессы, включая потерю близкого человека, насилие или хронические болезни, могут негативно сказываться на развитии привязанности.

Теория привязанности представляет собой важный инструмент для понимания человеческого поведения и межличностных отношений. Осознание своего типа привязанности помогает человеку лучше понимать свои реакции на стресс и взаимоотношения с другими людьми. Понимание механизмов формирования привязанности также открывает возможности для улучшения качества жизни и построения удовлетворяющих отношений.

В институте “Новый век” на сессии “Теория привязанности” эта тема раскрывается более широко и подробно. Рассматриваются психологические, социальные и биологические факторы, влияющие на формирование привязанности между ребенком и ранним объектом привязанности.  .

Елена Матвеева,

преподаватель  Института

психологического консультирования

«Новый Век», психолог-консультант

Перейти к списку статей

Смотрите также
Отказаться от оценочных суждений. Зачем и как?
Иногда мы встречаем в психологической и эзотерической литературе, в описаниях духовных практик призыв отказаться от оценочных суждений. Давайте попробуем разобраться возможно ли это и зададимся вопросом зачем?