Теория привязанности: Основные идеи. Поведение привязанности

Теория привязанности, разработанная Джоном Боулби, утверждает, что младенцы имеют врожденную психобиологическую потребность формировать крепкие эмоциональные связи со значимыми другими - объектами привязанности. Желание такой связи занимает первое место в иерархии целей и потребностей человека.
Наиболее остро младенец нуждается в эмоциональной связи с объектом привязанности в ситуациях угрозы безопасности, боли, тревоги, неопределенности. В ситуациях случившегося или предполагаемого отделения от матери. В ответ запускается поведение привязанности как врожденная и инстинктивная реакция.
Иными словами, поведение привязанности - это комплекс поведения младенца, связывающего его с объектом привязанности (плач, цепляние, ползание, улыбка, лепет).
Этот набор врожденных реакций в ответ на опасность и угрозу безопасности выполняет одну и туже функцию и проявляется в трех типах поведения:
Поиск и стремление установить близкую связь по отношению к обеспечивающему заботу объекту привязанности. Взывание к объекту привязанности являются проявлениями психобиологически заданного поведения младенца, направленного на установление близости.
Использование объекта привязанности в качестве “надежной базы” (в формулировке М.Эйнсворт), которое помогает изучать окружающий мир. В ходе многочисленных наблюдений за поведением младенцев и детей, которые начинали ходить, было отмечено, что дети на некоторое время отрывались от матери и возвращались к ней. Контакт с матерью снимает тревогу и дает чувство защищенности, когда ребенок становится способен переключать свое внимание на окружающий мир и исследовать его.
Обращение к объекту привязанности как к “безопасной гавани” в ситуациях угрозы и опасности. Ключевым фактором, определяющим качество и безопасность связи с объектом привязанности является восприятие ребенком объектов привязанности как отзывчивых, эмоционально вовлеченных, доступных, последовательно реагирующих на поведение привязанности.
“Доступность” объекта привязанности определяется не просто как физическое присутствие, но и эмоциональную вовлеченность.
Боулби добавлял такую характеристику, как внутренний фактор привязанности. Необходимо понимать, в какой именно доступности нуждается ребенок. Угроза безопасности может быть как внутренняя, так и внешняя. Являясь субъективным фактором, она во многом зависит от прошлого опыта взаимодействия с объектом привязанности, а также от внутренних ощущений ребенка: настроение, эмоционального и физического состояния и т.д. То есть не только от действий родителя.
По мере взросления ребенка и развития все большей его отдельности и самостоятельности привязанность не исчезает из жизни человека, но принимает другие формы, более сложные по форме и содержанию. Эмоциональная связь на физическом уровне, необходимая младенцу для выживания, у более старших детей и взрослых трансформируется в эмоциональную близость.
Психобиологически обусловленная потребность в привязанности прослеживается на протяжении всей жизни.
Елена Матвеева,
преподаватель Института
психологического консультирования
«Новый Век», психолог-консультант

