Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты

Сновидения. Взгляд на сновидения в Древности

Сновидения. Взгляд на сновидения в Древности

Толкование сновидений уходит корнями в глубокую древность. В различных источниках упоминается, что уже в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае и Греции людей интересовали сновидения. Жрецы в храмах, толкователи снов при дворе, прорицатели судьбы пытались предсказать будущее по сновидениям. Часто считалось, что сновидение есть средство общения с Богом. Так в древней Греции существовал обычай целительного сна в храме Эскулапа для получения в сновидении лечебных предписаний от самого Эскулапа, которые истолковывались служителями храма.

Также сновидения рассматривали как деятельность духов предков или душ других спящих людей. Считалось, что во время сна душа покидает тело и может путешествовать отдельно от субъекта.

Древние египтяне относились к сновидениям как к посланиям Богов. Были указания о том, как получить в сновидениях советы свыше. Для этого в разных местах Египта имелось несколько храмов древнеегипетского бога сновидений Сераписа – серапиомов. Для получения божественного совета широко практиковалось вызывание нужных сновидений, когда человек, совершив соответствующий обряд, засыпал в серапиоме и получал желанный совет в своем сне.  Существовала даже практика найма «талантливых» сновидцев, которых страждущий посылал в серапиом посмотреть нужный сон за себя.

Китайцы классифицировали сновидения по типу источника их вызвавшего: либо из внутреннего источника – души, либо из внешнего мира – физических раздражителей. Например, если заснуть на кушаке, то может присниться змея, обвившая стан. Правильное толкование сновидений должно учитывать жизненный контекст сновидца, а также расположение Луны, Солнца и звезд; время года. Для интерпретации образов сновидений применялись символы из И-Цзин (Книги Перемен).

Поскольку сновидения трактовались как предсказания, то военачальники и полководцы обращались к толкователям со своими снами. Например Александр Македонский, чьим учителем был Аристотель, написавший три трактата о сновидениях. Во время осады Тира в 332 г. до нашей эры Александру приснилось, что греческий полубог Геракл простер к нему руку со стен города и позвал к себе. В поход на персов он взял с собой снотолкователя Аристандра, который истолковал это сновидение так: Александр возьмет Тир, но лишь после великих трудов, сравнимых с подвигами Геракла. В другом сновидении Александр увидел Сатира (полубога), который отплясывал на щите Александра и издевался над ним, не давая  себя изловить. С большим трудом Александру удалось его пленить. Аристандр разделил слово Satyros (сатир) на два – Sa и Tyros, что означает «Тир твой». Это толкование вдохновило Александра на решительный штурм и победу.

Юлий Цезарь видел сновидение, в котором он совокуплялся со своей матерью. Его истолковали как то, что Рим, Город-Мать всех городов, готов «отдаться» Цезарю. Цезарь получил моральную поддержку, продолжил свое противостояние с сенатом, перешел Рубикон и овладел Римом, не пролив ни капли крови.

Сновидения в Библии. В Книге книг приводится эпизод из жизни Иосифа, в котором он истолковывает сон фараона. Фараон видит себя стоящим у реки, из которой вышли 7 тучных коров и стали пастись в прибрежном тростинке. После них вышли из реки 7 тощих коров и съели тучных. Фараон проснулся. Заснув опять, он увидел, что на одном стебле поднялись 7 колосьев тучных и хороших, за ними выросло 7 колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. И пожрали тощие колосья семь тучных и хороших. Для истолкования сновидения был призван Иосиф, который дал следующее объяснение фараону. Семь тучных коров это семь лет изобилия; семь тощих – семь лет голода. Сон повторился дважды, значит это истинное слово божье. После чего мудрый Иосиф сказал фараону следующее: «Да усмотрит фараон в земле египетской мужа разумного и мудрого и поставит над землей Египетской и повелит надзирателям 7 лет изобилия забирать пятую часть урожая для корма в 7 голодных лет». Фараон естественно «усмотрел» такого мужа в самом Иосифе. Во времена Христа в Иерусалиме было 24 толкователя снов.

Наиболее авторитетное сочинение по толкованию снов (White R., 1975) дошедшее до нас из античных времен написано Артемидором из г. Далдис (135 – 200 г. до н. э.). Артемидор много путешествовал и собирал материал по сбывшимся, то есть правильно истолкованным сновидениям. Артемидор разделял сновидения на 5 категорий: Сон, Видение, Оракул, Фантазия, Призрак. Сон – истина, скрытая под маской иного образа, так Иосиф истолковал сон Фараона. Видение – сбывание того, что было во сне, например, утрата зуба во сне – наяву вырывание зуба. Оракул – предсказание, имеющее божественное происхождение. Фантазия – голодному снится еда, влюбленному встреча с любимой. Призрак – кошмарный сон, который видят ослабленные люди или дети. Основной принцип истолкования сновидений по Артемидору – нет общих закономерностей возникновения снов и нет универсальных правил толкования. Толкование сновидений это род искусства.

Сократ считал, что сновидения - это внутренний голос человека и крайне важно относиться к нему серьезно и следовать его велению. Для этого у Сократа были серьезные основания: когда афиняне приговорили его к смерти, в тюрьме, в ожидании казни, его посетило сновидение – Голос свыше, сказавший: «Сократ! Посвяти себя искусству муз». На протяжении своей жизни Сократ не раз видел это сновидение и полагал, что это призыв заниматься философией, но перед казнью он понял, что  должен писать стихи, чем он и занялся. Его друг, пришедший навестить и подбодрить своего товарища, был очень удивлен тем, что Сократ был вовсе не удручен скорым концом, а, напротив, сочинял стихи и оды. И тогда Сократ рассказал ему эту историю.

Платон. Теория сновидений Платона во многом предвосхищает теорию Фрейда. Платон считал, что во время сна снижается контроль за побуждениями и многие противозаконные побуждения находят себе выражение и могут увеличиваться в количестве. Если отходить ко сну не испытывая сильных желаний или неудовольствий, то лучшая часть души найдет свое выражение в созерцании того, чего она не знает, касается ли это прошлого, будущего или настоящего, то есть приблизится к истине. В каждом из нас есть жестокие, дикие и беззаконные пожелания, которые обнаруживаются во сне.

Аристотель в противоположность Платону, считал сновидения рациональным и очень чутким к проявлениям телесной и душевной жизни, явлением. Но многие сновидения бессмысленны и случайны и, стало быть, истолкование невозможно. Пророческие сновидения в большинстве своем лишь совпадения. Рассуждая о сбывающихся снах, Аристотель называет такие их возможные причины: «знание» организма о начинающемся нездоровье; случайное совпадение; глубокое убеждение в том, что сны сбываются и человек как бы сам себя подгоняет к "предсказанному" концу; и, наконец, внутреннее "я" человека подчинено социальным предубеждениям.

Фома Аквинский различал четыре типа сновидений. Сновидения могут быть причиной будущих событий: встревожась во сне, мы действуем днем определенным образом. Сновидения могут быть предзнаменованием, поскольку порождаются они и грядущие события одной причиной и, в силу этого обстоятельства, по сновидениям можно предсказывать будущие события. Причина сновидений может быть вне нас или в нас самих. Внутренняя причина может быть либо душевной, либо телесной. Эти причины не дают пророческих сновидений. Внешняя причина может быть также телесной или духовной. Телесная – воздействие на тело извне. Духовная иногда исходит от Бога, иногда от демонов и лишь божественные сновидения могут быть пророческими. Аквинский полагал, вслед за Греками и Индусами, что во сне может проявляться телесный символизм, например, человеку холодно и ему снится, что он идет босиком по воде или снегу.

Средневековая Европа была погружена в религиозные догмы, и сновидения часто интерпретировались как послания от Бога или дьявола. Монахи и священники играли важную роль в толковании снов, помогая людям различать божественное вдохновение и искушения сатаны. Однако некоторые ученые, такие как Альберт Великий и Фома Аквинский, начали рассматривать сны как продукт воображения и эмоций, а не исключительно как мистические явления. Эпоха Возрождения принесла новые взгляды на природу человека и мироздание. Художники и писатели, вдохновленные античными идеями, стали интересоваться символизмом сновидений. Леонардо да Винчи, например, использовал образы из своих снов для создания картин, таких как знаменитая «Мона Лиза».

Научный подход к изучению сновидений начал формироваться в XIX веке. Философы и психологи, такие как Фридрих Ницше и Вильгельм Вундт, пытались объяснить сны с точки зрения психологии и философии. Но настоящий прорыв произошел благодаря работам австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Фрейд опубликовал свой труд "Толкование сновидений" в 1899 году, который стал основополагающим в области психоанализа.

 

 

Анна Кострова,

преподаватель  Института

психологического консультирования

«Новый Век», психолог-консультант

 

Перейти к списку статей

Смотрите также
Пассивная агрессия: история понятия, причины и стратегии поведения
Пассивная агрессия — это сложное явление, связанное с множеством факторов, таких как страх конфликта, низкая самооценка и культурные нормы. Эффективное преодоление пассивной агрессии требует открытого диалога, установления границ и сохранения спокойствия.
Актуальные аспекты психологической помощи семье. Встреча 2
Достаточно часто в начале первой семейной встречи каждый из супругов так озвучивает свой запрос: «Я хочу, чтобы вы, как специалист, разъяснили моему супругу (супруге), что все мыслящие, просвещенные люди относятся к конфликтному для нас вопросу также, как и я. И что он (она) не прав (не права)!». С удивлением и порой с возмущением супруги недоумевают, как только возможно думать и считать по-другому!? Но эти противоречия имеют глубокие корни и различные причины Рассмотрим некоторые из них.