Сновидения. Взгляд на сновидения в Древности

Толкование сновидений уходит корнями в глубокую древность. В различных источниках упоминается, что уже в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае и Греции людей интересовали сновидения. Жрецы в храмах, толкователи снов при дворе, прорицатели судьбы пытались предсказать будущее по сновидениям. Часто считалось, что сновидение есть средство общения с Богом. Так в древней Греции существовал обычай целительного сна в храме Эскулапа для получения в сновидении лечебных предписаний от самого Эскулапа, которые истолковывались служителями храма.
Также сновидения рассматривали как деятельность духов предков или душ других спящих людей. Считалось, что во время сна душа покидает тело и может путешествовать отдельно от субъекта.
Древние египтяне относились к сновидениям как к посланиям Богов. Были указания о том, как получить в сновидениях советы свыше. Для этого в разных местах Египта имелось несколько храмов древнеегипетского бога сновидений Сераписа – серапиомов. Для получения божественного совета широко практиковалось вызывание нужных сновидений, когда человек, совершив соответствующий обряд, засыпал в серапиоме и получал желанный совет в своем сне. Существовала даже практика найма «талантливых» сновидцев, которых страждущий посылал в серапиом посмотреть нужный сон за себя.
Китайцы классифицировали сновидения по типу источника их вызвавшего: либо из внутреннего источника – души, либо из внешнего мира – физических раздражителей. Например, если заснуть на кушаке, то может присниться змея, обвившая стан. Правильное толкование сновидений должно учитывать жизненный контекст сновидца, а также расположение Луны, Солнца и звезд; время года. Для интерпретации образов сновидений применялись символы из И-Цзин (Книги Перемен).
Поскольку сновидения трактовались как предсказания, то военачальники и полководцы обращались к толкователям со своими снами. Например Александр Македонский, чьим учителем был Аристотель, написавший три трактата о сновидениях. Во время осады Тира в 332 г. до нашей эры Александру приснилось, что греческий полубог Геракл простер к нему руку со стен города и позвал к себе. В поход на персов он взял с собой снотолкователя Аристандра, который истолковал это сновидение так: Александр возьмет Тир, но лишь после великих трудов, сравнимых с подвигами Геракла. В другом сновидении Александр увидел Сатира (полубога), который отплясывал на щите Александра и издевался над ним, не давая себя изловить. С большим трудом Александру удалось его пленить. Аристандр разделил слово Satyros (сатир) на два – Sa и Tyros, что означает «Тир твой». Это толкование вдохновило Александра на решительный штурм и победу.
Юлий Цезарь видел сновидение, в котором он совокуплялся со своей матерью. Его истолковали как то, что Рим, Город-Мать всех городов, готов «отдаться» Цезарю. Цезарь получил моральную поддержку, продолжил свое противостояние с сенатом, перешел Рубикон и овладел Римом, не пролив ни капли крови.
Сновидения в Библии. В Книге книг приводится эпизод из жизни Иосифа, в котором он истолковывает сон фараона. Фараон видит себя стоящим у реки, из которой вышли 7 тучных коров и стали пастись в прибрежном тростинке. После них вышли из реки 7 тощих коров и съели тучных. Фараон проснулся. Заснув опять, он увидел, что на одном стебле поднялись 7 колосьев тучных и хороших, за ними выросло 7 колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. И пожрали тощие колосья семь тучных и хороших. Для истолкования сновидения был призван Иосиф, который дал следующее объяснение фараону. Семь тучных коров это семь лет изобилия; семь тощих – семь лет голода. Сон повторился дважды, значит это истинное слово божье. После чего мудрый Иосиф сказал фараону следующее: «Да усмотрит фараон в земле египетской мужа разумного и мудрого и поставит над землей Египетской и повелит надзирателям 7 лет изобилия забирать пятую часть урожая для корма в 7 голодных лет». Фараон естественно «усмотрел» такого мужа в самом Иосифе. Во времена Христа в Иерусалиме было 24 толкователя снов.
Наиболее авторитетное сочинение по толкованию снов (White R., 1975) дошедшее до нас из античных времен написано Артемидором из г. Далдис (135 – 200 г. до н. э.). Артемидор много путешествовал и собирал материал по сбывшимся, то есть правильно истолкованным сновидениям. Артемидор разделял сновидения на 5 категорий: Сон, Видение, Оракул, Фантазия, Призрак. Сон – истина, скрытая под маской иного образа, так Иосиф истолковал сон Фараона. Видение – сбывание того, что было во сне, например, утрата зуба во сне – наяву вырывание зуба. Оракул – предсказание, имеющее божественное происхождение. Фантазия – голодному снится еда, влюбленному встреча с любимой. Призрак – кошмарный сон, который видят ослабленные люди или дети. Основной принцип истолкования сновидений по Артемидору – нет общих закономерностей возникновения снов и нет универсальных правил толкования. Толкование сновидений это род искусства.
Сократ считал, что сновидения - это внутренний голос человека и крайне важно относиться к нему серьезно и следовать его велению. Для этого у Сократа были серьезные основания: когда афиняне приговорили его к смерти, в тюрьме, в ожидании казни, его посетило сновидение – Голос свыше, сказавший: «Сократ! Посвяти себя искусству муз». На протяжении своей жизни Сократ не раз видел это сновидение и полагал, что это призыв заниматься философией, но перед казнью он понял, что должен писать стихи, чем он и занялся. Его друг, пришедший навестить и подбодрить своего товарища, был очень удивлен тем, что Сократ был вовсе не удручен скорым концом, а, напротив, сочинял стихи и оды. И тогда Сократ рассказал ему эту историю.
Платон. Теория сновидений Платона во многом предвосхищает теорию Фрейда. Платон считал, что во время сна снижается контроль за побуждениями и многие противозаконные побуждения находят себе выражение и могут увеличиваться в количестве. Если отходить ко сну не испытывая сильных желаний или неудовольствий, то лучшая часть души найдет свое выражение в созерцании того, чего она не знает, касается ли это прошлого, будущего или настоящего, то есть приблизится к истине. В каждом из нас есть жестокие, дикие и беззаконные пожелания, которые обнаруживаются во сне.
Аристотель в противоположность Платону, считал сновидения рациональным и очень чутким к проявлениям телесной и душевной жизни, явлением. Но многие сновидения бессмысленны и случайны и, стало быть, истолкование невозможно. Пророческие сновидения в большинстве своем лишь совпадения. Рассуждая о сбывающихся снах, Аристотель называет такие их возможные причины: «знание» организма о начинающемся нездоровье; случайное совпадение; глубокое убеждение в том, что сны сбываются и человек как бы сам себя подгоняет к "предсказанному" концу; и, наконец, внутреннее "я" человека подчинено социальным предубеждениям.
Фома Аквинский различал четыре типа сновидений. Сновидения могут быть причиной будущих событий: встревожась во сне, мы действуем днем определенным образом. Сновидения могут быть предзнаменованием, поскольку порождаются они и грядущие события одной причиной и, в силу этого обстоятельства, по сновидениям можно предсказывать будущие события. Причина сновидений может быть вне нас или в нас самих. Внутренняя причина может быть либо душевной, либо телесной. Эти причины не дают пророческих сновидений. Внешняя причина может быть также телесной или духовной. Телесная – воздействие на тело извне. Духовная иногда исходит от Бога, иногда от демонов и лишь божественные сновидения могут быть пророческими. Аквинский полагал, вслед за Греками и Индусами, что во сне может проявляться телесный символизм, например, человеку холодно и ему снится, что он идет босиком по воде или снегу.
Средневековая Европа была погружена в религиозные догмы, и сновидения часто интерпретировались как послания от Бога или дьявола. Монахи и священники играли важную роль в толковании снов, помогая людям различать божественное вдохновение и искушения сатаны. Однако некоторые ученые, такие как Альберт Великий и Фома Аквинский, начали рассматривать сны как продукт воображения и эмоций, а не исключительно как мистические явления. Эпоха Возрождения принесла новые взгляды на природу человека и мироздание. Художники и писатели, вдохновленные античными идеями, стали интересоваться символизмом сновидений. Леонардо да Винчи, например, использовал образы из своих снов для создания картин, таких как знаменитая «Мона Лиза».
Научный подход к изучению сновидений начал формироваться в XIX веке. Философы и психологи, такие как Фридрих Ницше и Вильгельм Вундт, пытались объяснить сны с точки зрения психологии и философии. Но настоящий прорыв произошел благодаря работам австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Фрейд опубликовал свой труд "Толкование сновидений" в 1899 году, который стал основополагающим в области психоанализа.
Анна Кострова,
преподаватель Института
психологического консультирования
«Новый Век», психолог-консультант
