Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Я-высказывания в обратной связи в шеринге

Я-высказывания в обратной связи в шеринге

Я-высказывания в обратной связи в шеринге

Слово "шеринг" используется для обозначения формата групповой работы, когда участники по очереди делятся чем-то с группой. Если рефлексия - это способ "переварить", осмыслить какой-то опыт или переживание одному, внутри себя; то шеринг - это способ совместного, коллективного "переваривания" темы, упражнения, ситуации, теории и т.п.

Мнения и переживания разных участников позволяют шире взглянуть на предмет обсуждения, но в то же время могут и вызвать напряжение, несогласие, конфликт. Часто обычной формулы я-высказываний, о которых я писал в предыдущей статье, хватает для обеспечения экологичности шеринга.

Тем не менее, при конфликте восприятия или ценностей нередко возникает ситуация, когда хочется не просто выразить свое мнение, а сделать это в ответ на позицию другого участника - поддержать, поспорить, уточнить и т.д.

Тут возникает важная граница между тем, что говорил один человек и тем, как это интерпретировал второй. И эту границу необходимо провести в я-высказывании.

В итоге, расширенная формула я-высказывания для обратной связи получится следующей:

[1] Факты

[2] Интерпретация

[3] Реакция

[4] Пожелание

[5] Ответ

 

Давайте развернем каждый пункт более детально:

[1] «Когда ты / Маша / Петя»
+ факт (описание поведения) или цитата (сказанное слово, фраза);

[2] «Я это интерпретирую, как»
+ интерпретация мотивации, побуждения собеседника (без оценки);

[3] «и я испытываю»
+ описание чувств, эмоций вызванных интерпретацией;

[4] «Мне бы хотелось» + пожелание или инициатива или
«Я это говорю чтобы» + указание мотивации, цели своей обратной связи.

[5] Пауза или приглашение к диалогу (возможность для модерации со стороны ведущего и получения ответа, комментария от участника, который был упомянут).

Давайте представим, что один участник говорит: «Я не понял, в чём был смысл упражнения, которое мы только что сделали». А другой, в свою очередь, реагирует на это фразой: «Т.к. ты обесценил проделанную работу, я хочу рассказать, что в ней является ценным и полезным. Так вот…» И вот здесь возникает необходимость провести черту между реально сказанными словами и предполагаемым подтекстом.

Например: «[1] Когда ты говорил про непонимание, [2] я твою интонацию воспринял, как претензию и решил, что ты обесценил упражнение. [3] Мне стало от этого обидно и возникло чувство несправедливости. [4] И сейчас мне хочется проговорить, какую я вижу ценность в этом упражнении. [5] Могу я продолжить?»

Бывает удобно переставить в этой формуле [3] и [4] пункты на первое место. Например, начав с [3] «Я сейчас испытываю недоумение, т.к. ...» или с [4] «Я хочу проговорить свои мысли, чтобы альтернативное мнение тоже прозвучало в нашем обсуждении».

Кроме того, обратную связь следует отличать от отсылки к тексту, которая указывает, что стало стимулом для личных переживаний, но при этом не приглашает в диалог другого участника (т.к. в ней нет [2] интерпретации и [4] пожелания).

Например, «Когда ты говорил про непонимание, я поймал себя на том, что часто воспринимаю непонимание, как претензию и начинаю объяснять собеседнику...»

Также, стоит обращать внимание на свое чувство правоты и ощущение крайней уверенности – это частое свидетельство механизма проекции. Если вы уверены, что ваша интерпретация мыслей и мотивов другого человека верная и единственная, если вы «знаете как правильно» или очень хотите поправить собеседника – это первоочередной признак необходимости использования я-высказывания и разделения того, что фактически делал и говорил другой человек и того, как вы это трактовали.

Олег Качан,

Преподаватель Института

психологического консультирования

«Новый Век», психолог-консультант

Перейти к списку статей

Смотрите также
Правда ли, что позитивное мышление решает все проблемы?
В последнее десятилетие идея позитивного мышления стала невероятно популярной. Книги, тренинги и мотивационные спикеры утверждают, что достаточно мыслить позитивно, чтобы решить все проблемы, достичь успеха и стать счастливым. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться, что скрывается за этим фасадом.
Когнитивное искажение «Обесценивание»: как победить внутренний голос критика
Мы продолжаем знакомство с когнитивными искажениями и сегодня предлагаю рассмотреть подробнее - обесценивание.